/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F45%2Fd89e95e164196abcc9aba6810de35532.jpg)
Генерал Романенко: Авдеевка – это следствие, разбираться надо с причинами
Не было слаженности действий, произошло нарушение стратегического управления, говорит военный эксперт
В последние месяцы Авдеевка под Донецком стала самой горячей точкой российско-украинской войны. К сожалению, имея огромный перевес в живой силе и вооружениях, не считаясь с потерями, оккупанты добились там серьезных успехов. Ситуация для Сил обороны Украиныоценивается в Авдеевке как критическая. Шансов на удержание города фактически нет, потому что эторавнялось бы чуду.
Генерал-лейтенант, бывший заместитель начальника Генштаба ВСУ (2006—2010 гг.) Игорь Романенко рассказал "Телеграфу", что привело к столь печальным последствиям – и какие выводы необходимо сделать.
Ситуация на фронте в целом и в Авдеевке в частности складывается так, как можно было предусмотреть в условиях общей стратегической наступательной операции группировки российских оккупационных войск, считает военный эксперт.
"К сожалению, у РФ есть возможности действовать так по всему фронту. И это связано не только с тем, что она сумела собрать необходимые силы и средства, но и по причине ошибок Украины и ее партнеров. Ошибок, в том числе стратегического уровня, которые были у нас в прошлом году – и до сих пор не устранены", – акцентирует генерал.
По его словам, со стороны союзников произошло резкое ослабление поставок необходимых нам боеприпасов, вооружения, техники. Намне хватает практически всего. Об этом, в частности, говорит глава ГУР Минобороны Кирилл Буданов.
"Беда еще и в том, что украинский промышленный комплекс не переведен на военные рельсы. Он обеспечивает лишь 10% наших потребностей. Ни государственные, ни частные предприятия ситуацию не вытягивают", – подчеркивает эксперт.
Есть огромные проблемы и по личному составу, отмечает он и напоминает, что еще с начала прошлого года военные заявляли о необходимости массового пополнения частей, бригад. И воюющих, и на перспективу.
"Учитывая, что президент ставит задачу деоккупационных действий, нужны дополнительные силы и средства. Необходимость мобилизации была очевидна, подчеркиваю, еще год назад. Но до сих порна законодательном уровне не могут принять необходимые изменения для ее ускорения и большей эффективности. Ситуацию пытаются решить за счет постановлений Кабмина, которые должны ускорить-улучшить работу ТЦК, облегчить привлечение полиции к решению необходимых задач. Но это неэффективно – и толком пополнения не происходит. Не хватает подготовленных военнослужащих", – поясняет Игорь Романенко.
Плюс – имели место явные просчеты с нашим наступлением-2023, акцентирует генерал. Он акцентирует, что мы еле-еле собрали ресурсы для того, чтобы иметь возможность эффективнонаступать на одном направлении. Самом перспективном – в Херсонской области.
"Но россияневзорвали дамбу Каховской ГЭС, сорвав наши планы. Оставались неперспективные направления. То же Бахмутское – важное на тот момент, скорее, в политическом, нежели в военном плане. Да, конечно, мы хотим деоккупировать все свои территории. Но нужно исходить из военной, а не политической логики. А в военном плане контрнаступать под Бахмутом было нецелесообразно. Как и на Мелитопольском и Бердянском направлениях (Запорожская область), где россияне выстроили мощнейшие укрепления. Наши войска ценой огромных усилий сумели взять лишь первые линии обороны. И всё", – констатирует генерал.
Причем, продолжает он, силы и средства, которые следовало использовать на одном направлении, у нас в итоге распределили на три. И нигде ничего толком не добились. А потом еще подключили "подсохшее" Херсонское направление.
"Сумели высадить десант на левый берег, заняли плацдарм. Но серьезно это на общую ситуацию на фронте не повлияло, – подчеркивает Игорь Романенко. – С военной точки зрения, все наши наступательные действия прошлого года были нерациональны. Уже в июле необходимо было принимать непопулярные решения о сворачивании наступательных действий, которые власть распиарила ранее как те, что точно будут успешными. Произошел перегрев ожиданий. Но куда важнее было сделать шаг назад ради возможности через какое-то время более эффективно продвинуться вперед".
Уже со второй половины лета нам необходимо было переходить в стратегическую оборону по всему фронту, уверен генерал. Имея при этом резервы для прорыва на каком-то одном направлении – при благоприятных условиях.
"Натовцы нам об этом говорили еще в июле. Но наше высшее военно-политическое руководство не прислушалось. В том числе из-за раздрая в управлении стратегическим процессами – между президентом Зеленским, главкомом Залужным и командующим Сухопутными войсками Сырским. Не было слаженности действий, произошло нарушение стратегического управления. Всё это пагубно повлияло на выполнение украинскими военными необходимых задач. А противник воспользовался ситуацией. Накопив силы и средства, он перешел к контрнаступательным, а потом и наступательным действиям", – поясняет Игорь Романенко.
Он акцентирует, что все недочеты, ошибки прошлого года, которые так и не были устранены, сказываются сейчас на отдельных участках по всей линии фронта.
"Особенно там (и это четко видно по карте), где имеет место вклинение с нашей стороны в оборону противника. В районе Донецка это – Авдеевка и Новомихайловка. В Запорожской области –Ореховское направление, т. н. Работинский выступ. В Харьковской – район Купянска. Подобные вклинения позволяли нам брать под огневое воздействие логистические пути россиян. Поэтому они бросают огромные силы, чтоб выбить нас с данных позиций", – отмечает генерал.
В последнее время именно Авдеевка – местомаксимально концентрированных атак врага.
"На текущий момент ситуация там критическая. И вопрос лишь во времени и форме оставления нами этого города, – считает Игорь Романенко. – Делать это нужно обязательно, причем максимально сохранив войска, которые героически выполняли там задачи, нанося противнику огромный ущерб. После чего важно стабилизировать фронт, не позволив россиянам двигаться дальше".
По мнению эксперта,переброска в Авдеевку 3-й штурмовой бригады подтверждает, что резервы у нас ограничены. Дополнительных – нет.
"К сожалению, те или иные действия выполняются вдогонку, вместе того, чтобы выстроить продуманную стратегию, исходя из ошибок прошлого года и новых реалий. Так что Авдеевка – это следствие, разбираться надо с причинами", – резюмирует Игорь Романенко.

