Польские протесты фермеров, которые продолжаются на границе с Украиной, уже привели к немалому количеству проблем: порча украинского зерна, блокирование грузовых и пассажирских перевозок, а также к напряжению в украинском и польском обществах. Это заставило мобилизовать действия Киева и Варшавы по решению конфликта.
Более того, от забастовок польских аграриев страдают не только эти две страны, но и другие государства-члены ЕС, поскольку зерно, которое блокируется на украино-польской границе идет через Польшу транзитом, и предназначено для других стран Евросоюза.
О том, каковы причины этих протестов, а также к каким убыткам это может привести в экономиках Украины, Польши и ЕС — Факты ICTV разбирались с экспертами.
Почему страйкуют польские фермеры — причины
В комментарии Фактам ICTV политолог Олег Саакян заявил, что первопричиной забастовок среди польских аграриев является политический фактор.
— За протестами стоят не только и не столько фермеры, сколько праворадикальная партия Конфедерация. Вторая причина в том, что она использует, действительно, проблемное положение, в котором находятся польские фермеры, как и ряд других европейских фермеров, — считает он.
С политологом соглашается и председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак.
— Это акция не столько экономическая, сколько политическая, которая была организована и профинансирована Россией, — сказал Новак в комментарии Фактам ICTV.
Также политолог Саакян указывает на влияние российско-украинской войны на рынок Евросоюза, когда логистические цепочки поставок товаров изменились, а Украине пришлось поставлять свою продукцию в обход Черного моря.
— Это (изменение логистических путей, — Ред.) стало вызовом для европейского рынка — появление такого крупного игрока, как Украина, в большей степени, чем это было раньше. Именно поэтому весь праведный гнев фермеров используется под вывеской “Украина”. Но, если смотреть на причины, то в большей степени они не связаны с самой Украиной, — говорит он.
Политолог добавляет, что такие формы проявления несогласия и радикализация польских фермеров связаны с тем, что партия Конфедерация пытается после провала на парламентских выборах в Польше продемонстрировать свою способность влиять на какие-то общественно-политические процессы. Более того, эта политсила хочет набрать себе “дополнительных очков” перед проведением местных выборов в Польше, которые состоятся в апреле 2024 года.
— Сами фермеры говорят, что будут блокировать до апреля месяца, — говорит он.
Саакян считает, что недавно избранное правительство в Польше имеет свои зависимости, поскольку опирается на электорат, где фермеры занимают значительную часть. Более того, для польского правительства важно сохранять конкурентность в борьбе за электорат с другой политической фракцией — Право и справедливость, которую неформально возглавляет президент Анджей Дуда.
— Так же и Брюссель старается не делать резких шагов, чтобы это не было использовано Конфедерацией как мобилизующий фактор для их избирателей, поскольку это все происходит под слоганами евроскептицизма и с направлением, в частности, против Брюсселя, — добавляет он.
Какие требования польских фермеров
Поляки, которые вышли на забастовки вдоль польско-украинской границы, уже давно объявили свои требования. Среди них:
не осуществлять “зеленый переход” в рамках программы ЕС, предусматривающей уменьшение использования пестицидов и удобрений;
запретить ввоз украинской агропродукции (мяса птицы, сахара, подсолнечного масла, яиц и другой продукции);
а также получить дополнительные дотационные выплаты на отечественное животноводство.
Политолог Саакян говорит, что в целом в Европейском Союзе немало фермеров являются зависимыми от дотаций Евросоюза, не только польские аграрии.
— Есть определенное напряжение из-за перехода на зеленую энергетику и экономику (которое касается использования пестицидов и других составляющих, — Ред.), забюрократизированность этих механизмов и фактическую зависимость из-за неконкурентности значительной части европейского фермерства от этих дотаций, — указывает Саакян.
В общем, говорит Саакян, протесты фермеров существуют не только в Польше, а они имеют место по всей территории ЕС. В то же время аналогичных блокировок границы нет со стороны других соседей Украины, как, например, Венгрии или Румынии, потому что в этих странах не происходят избирательные процессы.
— Украинская и европейская дипломатия сработала достаточно эффективно, когда появились такие протесты в Венгрии, Словакии и Румынии. Значительная часть вопросов, которые были обоснованными, были сняты в процессе переговоров, нашли консенсусы и ситуация стала рабочей, — напоминает эксперт.
Ситуация на границе с Польешей и где в Польше заблокировано передвижение
Какие есть рычаги влияния на фермеров
Украинская власть и ЕС пытаются решить проблему блокирования границ путем переговоров. Так, 21 февраля президент Владимир Зеленский предложил прибыть на границу украинским чиновникам, чтобы провести раунды переговоров с чиновниками из Польши. Он призвал к этому как премьер-министра Польши Дональда Туска, так и президента Анджея Дуду, и добавил, что готов лично прибыть на границу для решения проблемы.
Говоря о факторе местных выборов, то политолог Саакян указывает, что протесты вряд ли утихнут после электоральной гонки в Польше, поскольку в эти забастовки аграриев вкладываются ресурсы. В то же время после апреля могут быть найдены дополнительные рычаги влияния.
К этим инструментам эксперт относит следующие возможные действия:
- привлечение дополнительного финансирования для фермеров со стороны ЕС (дотации, привилегии и т.д.);
- возбудить уголовные дела в рамках вандализма, которые происходят во время этих протестов;
- расследовать российский след в организации протестов;
- использовать механизмы силового разблокирования ключевых логистических путей, после того, как будут проведены первые два шага.
Что касается действий польских правоохранителей, то их можно было увидеть и в течение 20 февраля, когда на одном из тракторов, который участвовал в протестах аграриев, заметили плакат с поддержкой полномасштабной войны России против Украины рядом с флагом СССР.
Этому фермеру позже полиция Польши выдвинула обвинения по факту разжигания вражды, одобрения путинской агрессивной войны и пропаганды тоталитаризма.
В забастовках на границе есть след РФ
Что касается следа России, то политолог указывает на то, что активность праворадикальных и леворадикальных сил в Европе часто связаны с РФ.
— Если мы посмотрим на фамилии организаторов этого протеста, то смело можем предположить, что не без российских ушей происходит этот протест именно таким образом и именно сейчас. Тем более, что после появления тех слоганов с обращением к Путину, флагов Советского Союза. Поэтому, даже невооруженным глазом можем констатировать, что, к сожалению, такие российские влияния действительно могут иметь место, — говорит Саакян.
Политолог считает, что это является ключевым в польских протестах, поскольку Россия получает таким образом возможность “реализовывать свое рефлективное управление, чтобы снизить уровень солидарности между польским и украинским обществом”.
Влияние на экономику Украины
По словам экономиста Новака, несмотря на первоочередной политический фактор протестов, все же такие забастовки не могут не создавать последствий для экономики, поскольку любые ограничения приводят к убыткам.
— Даже при временных ограничениях торговли, то от этого всегда проигрывают обе стороны, — говорит он.
Новак добавляет, что по данным правительства Украины блокировки со стороны Польши нанесли около $500 млн потери украинской экономике, когда же по подсчетам польских журналистов, официальная Варшава потеряла около $600 млн за тот же период.
Экономист отмечает, что украинское зерно занимает меньшую долю, чем зерно из России.
— Если украинское зерно занимает около 10% на европейском рынке, то российское зерно занимает около 14%. Но мы что-то не видели ни одной российской фуры с зерном, или вагона железнодорожного, который был бы заблокирован Польшей, Венгрией или Словакией, — говорит он.
Андрей Новак добавляет, что блокирование границ со стороны поляков привело не только к перевозке агропродукции, но и к задержанию других товаров и пассажирских перевозок.
— На самом деле через украино-польскую границу проходит лишь 5% украинского зерна. 95% проходит морским, речным и железнодорожным путем. То есть если бы речь шла об экономических блокадах, то из этих показателей понятно, что не автомобильная граница должна была бы блокироваться, — добавляет эксперт.
Похожего мнения придерживается и Саакян, который указывает, что официальный Киев с начала блокирования границ успел достаточно сильно диверсифицировать пути поставок, включая портовый экспорт, который был разблокирован в середине 2023 года.
— Нельзя говорить, что это серьезно влияет на экспортные возможности Украины. Это более неприятно с точки зрения символического и политического контекстов, — говорит он.
Влияние на рынок ЕС
Политолог Саакян указывает, что то, что украинские товары, которые заблокировали и частично рассыпали посреди польских дорог фермеры, были предназначены для не для Польши, создает дополнительные напряжения между официальной Варшавой и Берлином, а также столицами стран Балтии.
— Но, сказать, что это будет иметь политические последствия, пока не приходится, — говорит он.
В свою очередь председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак указывает, что это создает убытки, в основном, для компаний-поставщиков и страхового бизнеса, когда же сами правительства стран не столь уязвимы к таким блокировкам границы.
Относительно конкурентоспособности для фермеров из ЕС, которая создается за счет украинской агропродукции, то такие вопросы нельзя решать блокированием границ.
— Это уже называется недобросовестная конкуренция. Экономическую конкуренцию надо решать экономическими мерами: снижать стоимость продукции, улучшать какие-то, улучшать логистику, чтобы конечный потребитель выбрал вашу продукцию. Так работает свободный рынок, тем более в странах ЕС.