"Бодаться" с врагом в море пограничники не могли, так что добрались берега и воевали уже на суше
Об утре 24 февраля 2022 года Илье Ильяшенко ("Смурфу") напоминает видео, на котором он вместе с экипажем катера поет известную повстанческую песню. За спинами пограничников — российские корабли, подходившие к территориальным водам Украины. Впереди бойцов Морской охраны ждали ожесточенные бои на суше — в Мариуполе и на "Азовстале", а самого Илью — еще и длительный плен.
Два года назад в эти дни Илья Ильяшенко, служивший в родном Мариуполе в 23 отряде Морской охраны Государственной пограничной службы, был отозван из отпуска. И сразу заступил на дежурство на борту сторожевого катера "Гриф".
— В 4 утра 24 февраля 2022 на катере раздался сигнал боевой тревоги, по которому мы должны занять каждый свое место. Я побежал к пулеметной установке, потому что был наводчиком, и ждал дальнейших указаний командира, — вспоминает события пограничник. — Что происходит, было непонятно, если честно, был шок, потому что лично я в такой ситуации оказался впервые. В прицеле я увидел, что за нами уже несколько российских кораблей. Но огонь они по нам не открывали, думаю, из-за значительного расстояния, хотя и имели оружие большего калибра, чем наше (на "Грифе" пулемет — 12,7 мм, у россияне — "тридцатка").
Еще через два часа дали команду "общий сбор". Когда вышел из установки, заметил, как что-то пылает у нас на палубе. Как выяснилось, это уничтожали документацию. Экипаж собрался на корме и наш командир Александр Зикранец доложил, что Россия напала на Украину, начав полномасштабное вторжение, что по всей стране раздаются взрывы и объявлено военное положение.
И он добавил, что "бодаться" в море с врагом мы не сможем, поэтому должны добраться до берега и уже воевать на суше. И тогда мы затянули: "Отец наш — Бандера, Украина — мать. Мы за Украину пойдем воевать!", сняли это на видео — теперь это исторические кадры, — продолжает пограничник.