Жеваго показал Европе «лучшие украинские бизнес-практики», а ему за это ничего не было
Жеваго показал Европе «лучшие украинские бизнес-практики», а ему за это ничего не было

Жеваго показал Европе «лучшие украинские бизнес-практики», а ему за это ничего не было

Жеваго показал Европе «лучшие украинские бизнес-практики», а ему за это ничего не было

На днях украинский адвокат олигарха Константина Жеваго заявила, что дело о выводе ее клиентом 113 млн долл. из банка «Финансы и кредит» бесперспективное и сфальсифицированное. Вряд ли она всерьез думает, что мы поверим в случайное исчезновение 113 миллионов, но безнаказанность шефа вдохновляет на громкие заявления. В начале года французский суд освободил Жеваго под залог в 1 млн евро, отказав украинской стороне в его экстрадиции. Французские адвокаты Жеваго смогли убедить суд в том, что в Украине нельзя обеспечить безопасность подзащитного, а в Киеве якобы господствует избирательное правосудие.

Что ж, европейцам в этой истории действительно есть что рассказать об избирательности. Французская Фемида вместе с контролирующими органами и органами правопорядка еще двух европейских стран не заметили, что, кроме украинского банка «Финансы и кредит», Жеваго похоронил еще и финучреждение в Лихтенштейне. Очень похожие «корпоративные» практики использовали репрезентанты олигарха, а сотрудники банка закрывали глаза на фактические нарушения практик контроля. Расскажем, как это произошло в княжестве Лихтенштейн.

В 2013 году Константин Жеваго через лихтенштейнский фонд Tremezzo приобрел Union Bank. В наблюдательный совет со временем вошло доверенное лицо украинского олигарха Вольфрам Куони, который был членом правления указанного фонда и все время обслуживания интересов Жеваго работал еще и на российский Газпромбанк, из которого уволился только после начала полномасштабного вторжения РФ в Украину. Причина приобретения банка, как заметили журналисты немецкого издания Der Spiegel, состояла в желании тайно финансировать свой стиль жизни и скрыто покупать крупные активы, например мегаяхту под названием Z (нет, это Zhevaho, а не то, что вы подумали).

Вскоре после приобретения банк стал своим и открыл счета для 16 компаний, связанных с Жеваго. Это происходило в то время, когда олигарх был политически значимым лицом (PEP), а открытие счетов для ПЕПов — отдельная контролируемая процедура, предусматривающая продолжительную и тщательную проверку, а не конвейерное «подмахивание».

Например, по данным немецких журналистов-расследователей, одна из компаний — Maritime Industry Ltd, зарегистрированная на Британских Виргинских Островах, распоряжалась деньгами для покупки мегаяхты Жеваго. А компания олигарха Waltham Ltd, зарегистрированная в Белизе, должна была заниматься перевозкой предметов роскоши и пополнять личные кредитные карточки олигарха. Неплохая схема для концентрации активов и финансирования своих прихотей за счет средств, полученных от функционирования украинских предприятий. Это же подтверждал и отчет аудиторской компании Deloitte.

По мнению аудиторов, сотрудники Union Bank не имели представления о «чистоте» средств, которыми распоряжался олигарх. Каким образом Управление финансовых рынков (FMA) Лихтенштейна тоже не замечало проблем в ходе обязательных мероприятий контроля, можно только догадываться. Никого, скорее всего, не интересовало, что соответствующие транзакции во время приобретения и дальнейшего открытия счетов и соответствующих проплат могут в основе преследовать цель отмывания (легализации) средств.

Дальше — больше. Аудиторы Deloitte обнаружили странную транзакцию Waltham Ltd на миллионы долларов компании, зарегистрированной в одной из балканских стран. Почему странную? Потому что там не было необходимого залога. В отчете аудиторов фигурировала оценка этого перевода средств без каких-либо гарантий того, что они происходят из законных источников. Тут можно вспомнить, что Вольфрам Куони, помимо всего прочего, был одним из членов правления швейцарской United Media Network AG. Кстати, его называли «российской связью» для одного балканского политика в сердце Европы.

Параллельно с этим самого олигарха Жеваго начали подозревать в выводе средств рефинансирования Нацбанка из украинского банка «Финансы и кредит» в сумме 113 млн долл. А в самом Лихтенштейне даже после сообщения органа финансового надзора, что все отношения банка с Жеваго и его группой были полностью заблокированы и операции прекращены, Union Bank смог провести еще 11 кредитных и дебетовых операций. Но к самому Жеваго претензий не возникало, тогда как банк получил штраф. При этом FMA отказалось комментировать отчет Delloite, который был конфиденциальным. Провал контроля в ходе проверок. Ну, бывает, в Украине до недавних пор также органы контроля «очі в Сірка позичали». Кстати, надзорные органы Лихтенштейна вмешались в деятельность Union Bank только после скандальных «венесуэльских» транзакций в начале 2019 года. Чем они занимались предыдущие шесть лет — загадка. Но это стало основанием для расследования органов как в Германии, так и в Лихтенштейне. Поэтому в период между 2013-м и 2019-м годами украинский олигарх мог использовать Union Bank как угодно — открывать счета, перемещать средства, покупать яхты и т.д. Интересно, что такое положение дел не волновало FMA. Но отчет Delloite от мая 2020 года показывает, что не все так прозрачно происходило в Union Bank.

Отдельный интересный нюанс. Известная криптобиржа Binance выражала желание приобрести 82% акций вышеупомянутого финучреждения в 2019 году. Это предложение ей готовил именно Вольфрам Куони. Но FMA отклонило заявку гендиректора Binance Чанпэн Чжао. Показательно и то, почему именно финрегулятор Лихтенштейна отказал в продаже мажоритарного пакета акций Union Bank. По мнению FMA, предложение продажи доли за цифровую валюту, которая будет конвертирована в швейцарские франки через Liechtenstein Bank Mason, принадлежащий Китаю, не отличается прозрачностью. Что также важно, в случае положительного результата для Binance финучреждение Union Bank из традиционного банка превратилось бы в платформу для клиентов цифровой валюты. Это крайне запутанное соглашение было слишком уж неприемлемым для FMA. К этому добавим еще и то, что сам гендиректор крупнейшей в мире криптобиржи Чанпэн Чжао со временем подал в отставку со своей должности. Это произошло после расследования деятельности этой компании американскими органами юстиции, а сама Binance заплатит властям США штраф в размере 4,3 млрд долл. за несоблюдение норм финконтроля за подозрительными транзакциями.

Не спасли, не продали. Union Bank со временем быстро пошел в ликвидацию. Не смогли вывести банк из-под удара со стороны FMA, не смогли продать китайскому криптобизнесмену. В сухом остатке — олигарх не только угробил украинское финучреждение «Финансы и кредит», но и приложился к созданию проблем, которые привели к процедурам ликвидации и Union Bank из Лихтенштейна. В то же время глава наблюдательного совета базовой структуры Жеваго Ferrexpo Вольфрам Куони раздает то одно, то другое интервью известным украинским СМИ. Вы там не найдете ни одного вопроса или хотя бы упоминания об Union Bank, только вдохновенные мечты о будущем. Вдохновляет его, как и местных юристов Жеваго, отсутствие ответственности за совершенное даже по «высокому европейскому стандарту», позволяющее пока довольно успешно избегать ответственности дома.

Источник материала
loader
loader