Регулярные потери авиации РФ и расширение наступления россиян: обзор событий войны за неделю
Регулярные потери авиации РФ и расширение наступления россиян: обзор событий войны за неделю

Регулярные потери авиации РФ и расширение наступления россиян: обзор событий войны за неделю

Украинские силы за неделю уничтожили значительную часть российских самолетов Су-34 и Су-35, включая дефицитный для России самолет А-50.

В то же время два дня подряд были нанесены удары по полигонам россиян, где оккупанты выстраивались на построение, что привело к массовым потерям для врага.

Эти и другие события войны в обзоре за уходящую неделю, в комментарии Фактам ICTV рассказал руководитель Центра военно-правовых исследований Александр Мусиенко.

Сейчас смотрят
  • Сбитие российских самолетов
  • Сбитие А-50
  • Украинцы в плену РФ
  • Наступление РФ после Авдеевки
  • Удары по полигонам
  • Иранские ракеты

Сбитие российских самолетов

За прошедшую неделю Украина уничтожила не менее 7 украинских военных самолетов, в том числе и самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДЛРВ) А-50У.

По словам Мусиенко, это связано с тем, что в течение нескольких последних месяцев Россия увеличила количество ударов корректирумемыми авиационными бомбами (КАБ).

— Действительно, на тех направлениях, где враг ведет особенно активные наступательные действия, или которые определяют для себя приоритетными, с точки зрения наступления, как была Авдеевка, количество этих КАБов, оно было довольно таки значительное. И, конечно, что это проблема. Потому что, во-первых, применение КАБов давало возможность российским самолетам сбрасывать их на расстоянии 30-35 км от линии боевого соприкосновения, потому что, как они думали, что это безопаснее, — говорит он.

Военный эксперт указывает, что КАБы значительно точнее, чем обычные авиабомбы (ФАБ).

— И наши силы нашли способ, как с этим бороться. Появился вот этот блуждающий Patriot, который начал сбивать достаточно активно самолеты Су-34, которые сбрасывают корректируемые авиабомбы. Бомбардировщики российские. И Су-35, истребитель, который обеспечивает их прикрытие, охрану, то есть, фактически, ведет патрулирование. Вылетают они вместе. А я думаю, что это очень хорошая тенденция, то, что происходит. Потому что авиабомбы, они, действительно, довольно такие разрушительные, — объясняет эксперт.

Мусиенко добавляет, что пока у России будет возможность сбрасывать КАБы, это будет составлять риски для украинских укреплений. Именно поэтому, считает эксперт, российскую авиацию надо отгонять и уничтожать.

— И наши Воздушные силы системно над этим работают, и довольно таки успешно, — сказал он.

Кроме того, считает эксперт, это может быть еще и подготовкой к тому, что Украина будет получать западные истребители F-16, тем самым будут расширяться возможности для украинской авиации.

Чем сбили А-50 и почему РФ не учится на ошибках после ударов по полигонам: обзор событий войны за неделю

Фото: Факти ICTV

Сбитие А-50

Отдельно Мусиенко остановился на теме уничтожения ДЛРВ А-50У, которое произошло 23 февраля. По его словам, это важное достижение, которое уменьшит возможности врага и лишит “глаз” в небе.

— Этот самолет, он использовался для координации ударов российской авиацией, как раз КАБами. Во-вторых, он использовался для того, чтобы вести наблюдение за украинским воздушным пространством, что куда летает, куда перемещается. Третье, он корректировал, фактически, нанесение ракетных ударов по территории Украины, которые там наносились стратегической авиацией России или баллистическими ракетами. Поэтому это очень серьезное достижение на самом деле. Оно уже войдет такими тоже золотыми буквами в эту историю российско-украинской войны, потому что это показательно. Ну вот, теперь им будет это делать сложнее, — считает он.

В то же время относительно того, чем именно был сбит российский ДЛРВ А-50У, военный эксперт имеет несколько версий.

— F-16 — одна из этих версий. Я понимаю, почему о ней меньше говорят, потому что их еще нет на вооружении. И о том, что Украина их не могла применить, потому что далеко. Хотя, в принципе, есть возможности у F-16 самолеты, ракеты AMRAAM модификации на 180 км, класса воздух-воздух. То есть, довольно таки значительное расстояние они так же покрывают, — говорит он.

Другой версией, добавляет Мусиенко, является возможный так называемый friendly fire (дружественный огонь), согласно которой сбивание самолета А-50У могло быть вызвано тем, что Украина атаковала самолет ДЛРВ, например, беспилотниками, чем создала “очень много целей для российских ПВО, что они могли не разобраться, фактически, и сбить свой же самолет”, считает эксперт.

— Не то, что это просто, знаете, головотяпство, как в России называют. Вот просто сбили случайно. Нет. Этот friendly fire мог быть вызван украинскими действиями, — добавляет он.

Впрочем, отмечает Мусиенко, на сегодня остается еще много вопросов к этому сбитию, поэтому сказать точно, что это могло быть, трудно.

— Есть версия о С-200. Она обсуждается. Я не могу этого отвергать, конечно, на 100%. Возможно, это была и С-200. Но у меня есть вопросы (к этой версии, — Ред.). Как С-200 удалось переоснастить на платформу, которую можно фактически использовать, перевозить и с нее наносить удары, — отмечает он.

Александр Мусиенко напомнил, что комплексы С-200 имеют ракеты, которые находились “фактически в бункере”, а при необходимости выезжали на железнодорожной платформе по рельсам.

— То есть она не передвигается. С-300 она переезжает фактически на шасси. То есть есть машина, которая перевозит. И она за счет этого мобильна, как и другие системы. С-200, ее особенность, что она стационарная. Ее нельзя перевозить. Поэтому если нашли способ использования какой-то платформы для ее перевозки и совершенствования этой ракеты таким образом, что ее можно запускать на такое расстояние, то я тогда аплодирую. Это очень большое достижение. Но сомнения, конечно, у меня все равно есть, — говорит он.

Украинцы в плену РФ

После вывода украинских войск из Авдеевки Донецкой области бригадный генерал Александр Тарнавский указывал, что среди войск ВСУ есть бойцы, которые, к сожалению, попали в плен россиян.

Позже появилась информация от New York Times, что в плен могли попасть до 1 тыс. украинских военных, хотя это и опровергали в соответствующих бригадах и командованиях.

По мнению Мусиенко, сейчас мало чего можно сказать, опираясь на открытые источники, потому что в имеющейся информации “есть разногласия”.

— То есть мы понимаем, что пленные есть. Какое точное количество, пока сказать нельзя. Но вот эти все слухи, что там чуть ли не до тысячи могли попасть, я думаю, что они не соответствуют действительности. Речь идет о меньшем количестве людей, — заверил он.

Военный эксперт отмечает, что в случае, если такие пленные есть, об этом российская сторона должна была бы известить украинский Гуманитарный штаб по вопросам обращения с военнопленными, а уже этот штаб, который осуществляет работу по обмену военнопленными, “уже примерно может знать, понимать, сколько этих людей, кто они”.

— И я убежден, что будут готовиться соответствующие списки на обмен с целью, чтобы их вернуть как можно быстрее из плена наших граждан. Эта принципиальная позиция, она всегда применяется. Это подход, который озвучивает президент Украины Владимир Зеленский, что пленных нужно возвращать как можно быстрее. И обмены у нас происходят. Поэтому я надеюсь, что мы и этих пленных так же вернем, — добавляет он.

Наступление РФ после Авдеевки

По мнению Мусиенко, после того, как россияне захватили Авдеевку, потеряв тысячи оккупантов и десятки единиц техники, они могут продолжить наступление по нескольким направлениям.

Одной из таких зон фронта может быть и то самое Авдеевское направление, где после оккупации города россияне продолжали штурмы и проводили интенсивные боевые действия. Здесь, отмечает Мусиенко, могут быть риски фланговых атак.

— То, что Россия постоянно делает, тактика малых клешней, это из Бердичева и из Первомайского там, с севера и с юга соответственно. Оттуда они могут давить. И там враг сейчас ведет активные боевые действия, — говорит он.

Чем сбили А-50 и почему РФ не учится на ошибках после ударов по полигонам: обзор событий войны за неделю

Факти ICTV

Есть угрожающий промежуток фронта и у Марьинки, поскольку враг пытается там двигаться по двум направлениям.

— Это на запад в сторону Курахово, другое направление это на юг. Фактически, после того, как они там в районе села Победа имели успехи определенные, то есть это попытка двигаться и создавать угрозы и опасности нашей группировке войск в районе Угледара. То есть там враг неоднократно применял попытки атак с юга, фактически из-под Волновахи, оттуда они шли. Но эти колонны украинские силы, за счет того, что находятся на высотах, разбивали довольно успешно и эти все попытки врага были нивелированы, — указывает он.

Также можно выделить Бахмутское направление, где украинские войска успешно отражают атаки врага.

— Там российские войска угрожают Часовому Яру. Но несколько интенсивность наступательных действий уменьшилась, — указывает он.

Чем сбили А-50 и почему РФ не учится на ошибках после ударов по полигонам: обзор событий войны за неделю

Факти ICTV

Что касается Купянско-Лиманского направления, то оно по-прежнему остается таким, где оккупанты ведут наступательные действия, но значительных успехов не имеют.

В Запорожской области, то есть попытки врага давить на Роботино и Вербово на Запорожском направлении, где враг постоянно меняет тактику.

— Если раньше они применяли большее количество техники и тяжелое вооружение, то сейчас применяют тактику штурмовых групп и пытаются там прорываться. Там задача стоит у врага вытеснить наши силы как раз из-за этого выступа, который был освобожден в результате украинского контрнаступления в 2023 году, — указывает он.

Чем сбили А-50 и почему РФ не учится на ошибках после ударов по полигонам: обзор событий войны за неделю

Факти ICTV

Что касается украинского плацдарма в Крынках, что на левобережье реки Днепр в Херсонской области, то там идут интенсивные бои.

— Враг не оставляет попыток вытеснить наши силы на правобережье. Они разные способы применяют. Вот хотели на лодках из Голой Пристани подняться по Днепру и угрожать нашей группировке, фактически с тыла. Сейчас есть информация, что они там трубы подвезли для откачки воды и пытаются какие-то тоннели, подкопы рыть. Тоже есть угрозы для нашей группировки, — говорит он.

Вместе с тем, военный эксперт Мусиенко указывает, что заявления российского министра обороны Сергея Шойгу о “взятии Крынок” являются попыткой поддерживать поддерживать боевой дух среди собственного личного состава и оказывать давление на украинцев, а также попытаться деморализовать украинские войска.

— Это называется, знаете, на кураже продемонстрировать, что вроде бы, смотрите, российские войска наступают и на Востоке, и на Юге, и имеют успехи. Поэтому это скорее о таком психологическом инструменте давления, психологически-пропагандистском, чем о том, что соответствовало действительности и реалиям, — добавляет эксперт.

Удары по полигонам

Отдельно военный эксперт прокомментировал удары по скоплениям оккупантов на полигонах в Донецкой и Херсонской областях, которые происходили два дня подряд.

По его словам, россияне не учатся на своих ошибках, а со стороны Украины осуществляется соответствующий для этого комплекс мероприятий.

— Операции, которые сейчас выполнялись по поражению личного состава и скопления российских войск, они показательны в первую очередь потому, что это координация, коммуникация и слаженные действия различных отдельных подразделений Сил обороны Украины между собой. То есть мы увидели, что довольно такие успешные действия достигаются через взаимодействие разведок и взаимодействие непосредственно артиллерии и командования, которое быстро принимает решение. Каким образом это достигается? Способы есть разные, — говорит эксперт.

Александр Мусиенко указывает, что для этого могли быть привлечены как украинская агентурная разведка, которая может обеспечивать определенную информацию о действиях врага, так и разведка с беспилотников, которые враг не смог заглушить собственными средствами РЭБ.

— Я бы еще добавил такой момент, что сейчас в российских войсках на оккупированных территориях проходят такие инспекционно-проверочные мероприятия, которые имеют целью проверку состояния личного состава на вопрос того, почему они не могут фактически, если мы говорим о Левобережье, уже сколько месяцев вытеснить наши силы с плацдарма на Левобережье, почему возникают такие трудности, кто ответственный и так далее. Поэтому проводят показухи. И это все вместе и дает возможность, скажем так, достигать таких значительных успехов нашим Силам обороны, — говорит эксперт.

Мусиенко резюмирует тем, что следствием этих ударов является то, что Украина имеет результаты, а враг ошибки не исправляет.

Иранские ракеты

На уходящей неделе издание Reuters сообщало, что Россия, вероятно, получила от Ирана не менее 400 баллистических ракет Fateh-110 и Zolfaghar. Пока нет официальных подтверждений их применения против Украины, как и официально неизвестно о таких поставках со стороны Тегерана. Впрочем, говорит Мусиенко, если они действительно поступили в российские войска, то они, скорее всего, будут применены против Украины.

По словам военного эксперта, Zolfaghar имеют расстояние поражения до 700 км, когда же Fateh-110 — 300 км.

— То есть радиус поражения довольно таки значительный. Как дальности полета, так и возможностей. В принципе, есть основание полагать, что враг будет пробовать их применять, в частности, по украинским аэродромам. То есть они будут пробовать навредить тому, чтобы там размещались в F-16, — считает эксперт.

Но под угрозой могут быть и другие объекты, указывает эксперт, поэтому для Украины это может быть определенным вызовом.

— Сейчас эти 400 (иранских баллистических ракет, — Ред.) может казаться не такой большой цифрой. Но это немало, на самом деле. И мы на сегодняшний день знаем только об определенных технических характеристиках этих ракет. Это баллистическая траектория, дальность и количество взрывчатки. Это все, — указывает он.

Относительно того, чем Украина может противодействовать ракетам, военный эксперт говорит, что для этого могут быть привлечены ЗРК Patriot и комплексы Samp-T.

— В принципе, не думаю, что здесь для Patriot будут сложности. Ну, а дальше это уже покажет опыт и практика применения. Можно будет делать больше выводов. Поскольку, например, как уже можно сделать выводы, то северо-корейские ракеты KN-23. Потому что уже было заметно, что эти ракеты имеют такую способность не долетать до целей и могут могут упасть где-то в поле или лесу, как мы это видели, — указывает эксперт.

В то же время сейчас говорить о том, насколько надежны или ненадежны иранские ракеты — трудно.

— Рано или поздно, видимо, если они их получили, то это вопрос времени, когда они их применят. Тогда можно будет сделать больше оценки ситуации и больше выводов из этого, — говорит он.

Для более эффективного противодействия, отмечает эксперт, Украине нужна поддержка от партнеров в виде ракеты для комплексов ПВО и ПРО.

Отдельным способом противодействия является поражение непосредственно пусковых установок, если они будут размещаться вдоль границы. Для этого могут быть эффективны как беспилотники, так и ракеты, которыми можно было бы наносить такие удары.

Теги по теме
Вооруженные силы Украины Иран
Источник материала
loader
loader