Китай впервые с 2010 года расширил закон о государственной тайне, включив в него "рабочую тайну", сообщает Reuters.
Во вторник, 27 февраля, высший законодательный орган Китая принял пересмотренный закон об охране государственной тайны — он вступит в силу с 1 мая.
"Все большее внимание Китая к национальной безопасности создает неопределенность для бизнеса", - сказал глава Торговой палаты ЕС в Пекине Йенс Эскелунд.
По его словам, сфера вопросов, которые считаются "чувствительными", кажется, постоянно расширяется, что затрудняет доступ компаний к информации, необходимой для принятия инвестиционных решений, связанных с их деятельностью в Китае.
Прошлогодние рейды китайских органов против нескольких консалтинговых компаний, включая Mintz Group и Bain & Co., вызвали беспокойство среди иностранного бизнес-сообщества в Китае, а в марте прошлого года в Пекине по обвинению в шпионаже задержали руководителя японской фармацевтической компании.
Период общественных консультаций по новому закону о национальной безопасности в Гонконге завершается в среду, 28 февраля, на фоне опасений, что законодательство приведет к дальнейшему подрыву свободы в этом административном районе.
Государственная тайна в Китае охватывает разные сферы - от принятия решений правительством и Коммунистической партией до военной и дипломатической деятельности, а также экономического развития, науки и технологий.
Обновленный закон требует от государственных учреждений и рабочих подразделений защищать информацию, "которая не является государственной тайной, но может повлечь определенные неблагоприятные последствия в случае утечки".
В документе добавляется, что правила конкретного управления рабочей тайной будут опубликованы отдельно, без указания даты.
Профессор права в Университете Гонконга Райан Митчелл сказал, что добавление "рабочей тайны", похоже, расширяет и без того широкую сферу применения закона.
"Вполне вероятно, что это изменение имеет целью избежать утечки информации об организационной структуре и иерархии принятия решений в государственных учреждениях", - добавил он.
Пересмотренный закон "усилит систематизацию и взаимодействие" комплекса законов, касающихся национальной безопасности и государственной тайны, заявил неназванный китайский чиновник, цитируемый агентством Xinhua.
"Этот пересмотр четко вписал партийное управление секретностью в закон", - заявил чиновник, добавив, что онлайн-операторы должны сотрудничать с соответствующими ведомствами по расследованию и рассмотрению дел, которые могут касаться утечки государственной тайны.
Обновленное законодательство также "усиливает" координацию с законом о безопасности данных для управления конфиденциальной информацией.
Эскелунд назвал положение о "рабочей тайне" "расплывчатым" и противоречащим заявленной китайским правительством цели предоставить приоритет стабилизации иностранных инвестиций в этом году.
"Если Китай намерен укрепить доверие иностранных инвесторов, то в нормативных актах закона необходимо четко определить и ограничить сферу применения этого термина. Это должно предотвратить чрезмерный контроль со стороны государственных ведомств за соблюдением закона, а также гарантировать, что компании все еще будут иметь доступ к законным источникам информации”, - объяснил он.
Аналитики говорят, что расширенный закон является еще одним свидетельством усиления внимания лидера Китая Си Цзиньпина к национальной безопасности, что уже привело к масштабному обновлению закона о борьбе со шпионажем в апреле прошлого года, который, как опасаются некоторые страны, может быть использован для наказания за обычную бизнес активность. С прошлого года Министерство государственной безопасности Китая все чаще призывает общественность быть бдительными в отношении попыток иностранного шпионажа.