«Немного чужая» на Берлинале. Украинскому режиссеру аплодирует Европа
«Немного чужая» на Берлинале. Украинскому режиссеру аплодирует Европа

«Немного чужая» на Берлинале. Украинскому режиссеру аплодирует Европа

«Немного чужая» на Берлинале. Украинскому режиссеру аплодирует Европа

На 74-м Берлинском кинофестивале, состоявшемся в Германии с 15 до 25 февраля, украинский режиссер Светлана Лищинская презентовала свой авторский полнометражный дебют. Показ состоялся в рамках параллельной секции Panorama Dokumente.

Светлана Лищинская — украинский кинорежиссер. Путь в документальном кино начала в 2014 году проектом «Євромайдан SOS. Право на гідність». В 2017-м стала соавтором документального альманаха «Невидимий батальйон» о женщинах на войне.

В списке режиссера Лищинской — лента «Гудбай, фешн!», сценарий полнометражного художественного фильма «Нетерпіння» (2020), ленты «Король бала» (2019) и «Скарби Верони». До кинематографической карьеры Светлана работала на телевидении, но сейчас не очень любит вспоминать те времена. Говорит: «Сначала я стала циничной, а потом начались панические атаки и физическое отторжение. Я не видела смысла в том, что делаю, оно все стало для меня неважным. Я поняла, что все».

Новая лента Светланы «Трішки чужа» — это щемящий разговор об идентичности, снятый в форме эссе. В ленте режиссер на примере своей семьи ищет ответ на вопрос: кем чувствуют себя люди, которые родились в СССР, жили достаточно близко к границам с Россией на изломе политических эпох и стали очевидцами украинских революций, а в конце концов — жертвами российско-украинской войны?

Светлана инициирует болезненный разговор с собой и разными поколениями женщин своей семьи, разбирает на молекулы идентификационный кризис дочери, мамы и свой и через простые вопросы и воспоминания, нанизывая кадры домашнего видеоархива и сегодняшнего дня, пытается понять собственную историю и хотя бы немного перестать быть чужой.

В соцсетях бродит мем «Мы все уснули 23 февраля, а прокинулись 24 лютого». Он четко очерчивает абсолютно понятный вектор массового перехода на украинский, но когда? На 31-м году независимости, после начала полномасштабного вторжения…

Конечно, когда летят ракеты, очень хочется избавиться от всего, что связывает с врагом. Не разговаривать на языке людей, которые пришли убивать нас… украинцев. Но можно ли так одним махом, перейдя с русского на украинский, обойти кризис самовосприятия? Разве можно, просто надев вышиванку, вдруг нащупать свои древние украинские корни, вычеркнуть мир, в котором росли, перевести с языка на «мову» свои сны? И где же взять новые опоры, когда российская ракета попала в твой дом, а потом российский бульдозер сровнял его остатки с землей?..

Как нарастить мышцы любви, как выровнять дыхание? Ведь жизнь в советское и постсоветское время — это далеко не о любви и не об уникальности личности, а об общей унифицированности и равенстве. С задачей «номер раз» — НЕ высовываться! НЕ выделяться!

«Мы с радостью и надеждой прощаемся с тоталитарным прошлым, мы еще не понимаем, насколько это тоталитарное прошлое — часть нас самих. Я — эта невеста в белом платье, которая радуется наступившей свободе, неидеально обученная маршировать с толпой, терпеть неприятности, не выделяться, любить Родину и ненавидеть врагов.

И через 30 лет в демократической Украине я так же буду бояться выделяться, терпеть трудности, любить Родину и ненавидеть врагов. Но тогда получается, что мой патриотизм — это старый страх не быть со всеми, ведь когда ты нарушаешь монолитность строя, то становишься угрозой, и твое право на бытие — под вопросом. Меня так научили в той стране, дух которой до сих пор не найдет покоя», — так звучит Светлана в фильме. Короткими фразами-вкраплениями она усиливает свою историю за кадром. Хотя на самом деле, по замыслу, Светлана стремилась избежать озвучивания.

«Но у нас три, почти четыре персонажа в фильме, и иногда они похожи друг на друга, — говорит режиссер. — Например, кто-то во время черновых просмотров материала перепутал меня с дочерью. Наши голоса очень похожи, и зрителю могло быть сложно проследить за эмоциональной линией истории. Да и используя свой голос за кадром, я сделала его не только элементом рассказа, но и инструментом, передающим мои мысли».

Интересно, что фильм начал рождаться еще до войны. И это должна была быть локальная украинская повесть о колонизированной части нашего сознания на востоке Украины. Ведь Светлана родом из Мариуполя, который всегда был русифицированным. Она планировала актуализировать тему языкового вопроса и сделать это так, чтобы лента заинтересовала не только украинцев. Светлана планировала снять свой дом в Мариуполе, свою семью, двоюродных братьев и сестер, тетку и некоторых мариупольцев, посещавших бесплатные курсы украинского языка. Тогда ощущение приближения войны уже висело в воздухе, и тема сплошной русификации в Украине была невероятно актуальна. После начала полномасштабной войны разработки этого проекта были прекращены. Тогда Светлана начала работать над фильмом «Реконструкція Маріуполя» вместе с продюсером Анной Капустиной. А после того как фильм был снят, Лищинская предложила продюсеру новый проект — идею ленты «Трішки чужа».

«Я сказала тогда Анне, что у меня есть некоторые довоенные материалы и, наверное, мы можем с этим что-то сделать, — рассказывает Светлана. — Тогда мы и подали заявку на кинорынок идей, который проводится в рамках международного Лейпцигского фестиваля документального и анимационного кино DOK Leipzig. Там идея ленты и получила старт».

Самым тяжелым было уговорить родных сниматься, делится Светлана. Эмоции и размышления должны быть искренними, а так открывать свою душу, свои мысли, лицо, потому что тебя просит пусть даже самый близкий человек, непросто. И это была действительно драматичная история. Света хотела задокументировать праздник нового, 2022 года, потому что было предчувствие чего-то неотвратимого,.. но мама категорически не хотела сниматься.

13 февраля был день рождения внучки Светланы — Стефании, и мама приехала из Мариуполя в Киев. Тогда, наверное, чувствуя вину за то, что отказалась сниматься на Новый год, мама позволила снять семейную вечеринку в честь Стефании. Когда же началось полномасштабное вторжение, категорически против съемок выступила Саша, дочь Светланы.

«Когда Саша поняла, что я снимаю ее изо дня в день, она взбунтовалась, — делится воспоминаниями режиссер. — Говорила, что это очень утомительный процесс. Тогда в дело вмешалась продюсер Анна Капустина, которая как мастер переговоров помогла и нашла нужные слова для моей дочери. Так наше сотрудничество получило шанс на продолжение. Следовательно, дискуссия об идентичности становилась все важнее для моей семьи. Они действительно стали задавать себе больше вопросов и искать на них ответы. Думаю, что само собой этого не произошло бы, и этот фильм я вряд ли бы сняла. Поэтому создание ленты для нас стало коллективным путешествием, которым мы все увлеклись. И за это я невероятно благодарна семье».

Все 90 минут режиссер размышляет над вопросом: как человек выясняет для себя, насколько он является украинцем/украинкой? Интересно, что ее наблюдения выходят далеко за границы настоящего и реальности полномасштабного вторжения.

На самом деле лента «Трішки чужа» поднимает много тем. И об отношениях с тоталитарным режимом, в котором родилась мама Валя, да и собственно сама Света; и о независимой демократической Украине, в которой Светлана и ее семья оказались после распада СССР; и об отношениях с дочерью Сашей, которую Света оставила на воспитание маме, потому что должна была выбраться из бедности. О материнской вине перед дочерью; о дочкиной бесконечной печали и обиде на маму, поскольку та далеко; о любви внучки к бабушке, вырастившей ее; и о жизни дочери в эмиграции из-за большой войны.

По сюжету, из страны из-за войны выезжают все родные Светланы: мама, дочь и внучка. Света же решает остаться.

За кадром Светлана Лищинская говорит следующее: «Ну, вот теперь в Украине у меня больше нет родных, нет того клочка земли, на котором я родилась и выросла, нет дома. Есть только паспорт страны, вздрагивающей бессонными ночами от резких звуков, страны с пустыми глазами покрытых пеплом городов.

Терпеть неприятности, любить родину, ненавидеть врагов — опять актуально.

Но есть еще одно, что делает нашу страну и сильной, и слабой одновременно, — это мечта о Свободе!

В Украине говорят: рабов в рай не пускают.

То есть рабу недоступна любовь.

Может ли быть любовь там, где нет Свободы?

Может ли быть свобода там, где нет Любви?

Для меня научиться быть свободной — это научиться любить… и я остаюсь».

Светлана остается, чтобы научиться быть свободной и любить. Остается, чтобы быть украинским режиссером и на языке кино вызывать мощные перемены, быть полезной.

«На самом деле важно не то, откуда я, а то, куда я приеду. А я приезжаю в Киев. Я возвращаюсь с войны, из своего прошлого, и мои сны фиксируют это — смерть, жизнь и право быть», — говорит Светлана.

Лента «Трішки чужа» в ближайшее время будет путешествовать по Европе — запланированы показы в Риге и Праге. В Украине премьера состоится в рамках Международного кинофестиваля документального кино о правах человека Docudays.

На сцену же Берлинского международного кинофестиваля после показа ленты вышли все прекрасные женщины, задействованные в ней, — мама Валентина, сама Светлана, дочь Александра и маленькая Стефания. Зал аплодировал стоя.

Источник материала
loader
loader