На прошлой неделе сразу несколько медиа сообщили о блокировании работы нефтяной группы Prime, владеющей сетью АЗС и являющейся импортером топлива в Украину. Компания оказалась под гнетом правоохранителей в Днепропетровской области в рамках уголовного производства, прямо не касающегося ее деятельности. В то же время счета предприятия, транспортные средства, ряд других активов находятся под арестами по инициативе следствия. Само же расследование без успеха длится почти два года. В чем причина и что известно об указанной ситуации, выясняли в материале.
Уголовное производство (№42022040000000358), в рамках которого к Prime применены различные ограничения, полиция Днепропетровской области под процессуальным руководством областной прокуратуры расследует в отношении Павлоградского нефтеперерабатывающего завода. В постановлениях суда указывается, что завод якобы пытался маскировать незаконное происхождение подакцизных товаров, происходившее из-за привлечения к схеме еще около десяти разных юридических лиц. И в перечне этих компаний значится, собственно, "ПРАЙМ ГРУПП НЕФТЬ".
Несмотря на то, что указанная версия следствия до сих пор остается недоказанной, следователи и прокуроры держат под арестом ряд активов компании, постоянно инициируя все новые санкции. В частности, 16 февраля дополнительно было арестовано еще около 20 единиц транспортной техники "Прайма", что делает невозможным хозяйственную деятельность предприятия.
В Prime ситуацию объясняют тем, что в 2022 году – во время топливного кризиса – приобрели топливо Павлоградского нефтеперерабатывающего завода. Речь шла о разовой партии топлива ЕВРО-3 в очень незначительных объемах.
"В пределах нашего годового оборота - это просто скудный процент. Покупали в условиях кризиса все, что появлялось тогда в доступе на рынке. Покупка зафиксирована в документах согласно всем требованиям законодательства, была обложена налогом, во всех декларациях отражена. Ни от кого никто ее никогда не скрывал, и ни у кого к ней не было вопросов, но потом, когда у завода начались какие-то проблемы с правоохранителями, последние пошли по пути блокирования деятельности контрагентов, просто потому, что наши авто когда-то перевозили официально приобретенное нами же топливо - пришли с обысками, ничего не нашли.
Позже одному из наших сотрудников (еще больше года назад) было даже вручено подозрение по ст. 362 – "несанкционированные действия с информацией в автоматизированных системах". Но это должностное лицо не просто не совершало никаких таких действий, у него даже не было доступа и соответствующих возможностей, потому что не было распорядителем соответствующего функционала. В конце концов, суд даже отказался тогда избрать нашему работнику меру пресечения", - объяснили в пресс-службе Prime.
По сути уголовного производства и претензий, выдвигаемых сегодня в адрес компании, как комментируют в юридическом отделе "Прайма", у следствия нет сегодня ни установленного факта нанесенного государству или любому другому ущербу, ни их размеру.
"Активы, которые арестовываются – это десятки единиц транспортной техники, бензовозы. Их стоимость абсолютна не соизмерима с претензиями в наш адрес, которые, во-первых, следствием четко не сформированы, а во-вторых, никем не доказаны. Мы обжалуем эти аресты, Конечно, но сама логика действий следствия нет ничего общего с задачами уголовной юстиции. По сути, происходит искусственная блокировка работы предприятия, которое компания расценивает исключительно как неправомерное давление на бизнес", - заявили в "Прайм".
Анализ судебных решений в указанном производстве указывает еще на одну интересную деталь. С определения Индустриального райсуда Днепра в этом производстве, в частности, усматривается, что после того, как хозяйственная деятельность Prime была заблокирована, следствие почему-то начало предлагать представителю компании подписать мировое соглашение. Оператор нефтяного рынка на такое предложение, очевидно, не согласился, ведь адвокаты "Прайма" заявили тогда отвод судьи.
На время подготовки материала от Офиса генерального прокурора Украины Андрея Костина, а также от прокуратуры Днепропетровской области (руководитель Сергей Бижко) никаких комментариев по поводу вероятного искусственного давления на национального оператора на рынок нефтепродуктов предоставлено так и не было.
Топливная группа "Прайм" относится к крупным налогоплательщикам, и за годы деятельности в криминальных скандалах не фигурировала.
До войны под брендом Prime работало около 40 заправок. С 2014 года компания дважды была вынуждена осуществлять релокацию бизнеса, возобновляя его работу.
"Прайм" был основан Дмитрием Леушкиным в Стаханове Луганской области в 2006 году. В 2014 году компания, спасаясь от российских окупантов, переехала в Харьков. В 2022 году, снова из-за войны, "Прайм" передислоцировалась в Ровно.