Готов ли Папа Франциск вывесить белый флаг?
Готов ли Папа Франциск вывесить белый флаг?

Готов ли Папа Франциск вывесить белый флаг?

Готов ли Папа Франциск вывесить белый флаг?

Папа Франциск предложил Украине сдаться. Признать, что нас «побили» (sconfitto), что у нас «не получается» (le cose non vanno). Это откровение вызвало лавину «ответок», более менее предсказуемых, более-менее остроумных. Швейцарский канал RSI поднял трафик. Лоренцо Буччелла — итальянский журналист, который «подсказал» папе Франциску слова «белый флаг» — проснулся на одно утро знаменитым. Глава пресс-службы Ватикана Матео Бруни в который раз был вынужден произносить заезженную фразу о том, что слова понтифика истолковали неверно. А Верховный архиепископ УГКЦ Святослав Шевчук комментируя «ошибочное» мнение папы лишний раз невольно подчеркивает, как мало влияния украинская точка зрения имеет на Папу Франциска. 

Я Папу Франциска понимаю. Конечно, скорее всего, я понимаю его неправильно — как я, советская школьница, украинская журналистка, замужняя женщина наконец — могу правильно понять мужчину-монаха, аргентинца итальянского происхождения, здорово старше меня?

Но если он, не понимая меня, мою страну, мои интересы и мотивы, тем не менее может давать мне советы космического масштаба о том, как мне следует смириться и выбросить белый флаг, я чувствую себя почти обязанной ответить ему тем же. 

Я понимаю, что говоря о нашем поражении, о нашей слабости, он печалуется, скорее, о своей собственной. О том, что ни он сам, ни его церковь, т.е. ни человеческий, ни божественный авторитет Папы Римского не имеет ни малейшего влияния на ситуацию в мире — количество зла и страданий никак не зависит от усилий Папы Франциска. Ощущение собственного бессилия, осознание, что ты попал в ситуацию, которая не имеет хорошего решения.

И даже про «страдания самых слабых» я прекрасно понимаю. Папа Франциск, кажется, и правда очень проникся классической русской литературой. В одной руке у него зажат Достоевский со «слезой ребенка», а в другой — Лев Николаевич со своим «непротивлением злу насилием». То, что Достоевскому «слеза ребенка» не мешала (и даже помогала) быть пропагандистом российского «СВО» на Балканах, Папе не мешает. Как и то, что Толстого за его философско-богословские экзерсисы отлучили от церкви. 

Я понимаю Папу Франциска, который берет сразу самую высокую ноту — сострадание к детям, попавшим в мясорубку войны. Он сразу бьет в самое больное место, в уверенности, что ответить «но...» на такой «аргумент» ни у кого не найдется душевных сил и совести. Но, к сожалению, я в этом также вижу своего рода трусость, стремление избежать каких-либо споров. В том числе с самим собой. Папа совершенно откровенно дает нам знать, что он не собирается что-либо пересматривать в своих взглядах на Украину, украинцев, нашу войну и нашу судьбу. Которая Папу Римского мало интересует — его интересует лишь одно: чтобы «безобразие» прекратилось. Любой ценой. 

И даже в этом требовании я его понимаю. Чего не отдашь, чтобы дети больше не плакали? Хотя в то же время я понимаю, что это требование сродни капризному требованию ребенка (или, наоборот, старика). Потому что взрослые люди, отягощенные заботами и ответственностью, не могут позволить себе не думать о цене. В данном случае я понимаю, что «любая цена», на которую призывает согласиться папа Франциск, будет заплачена не папой Франциском, а мной, вами, моими и вашими детьми. 

Папа Франциск на самом деле тоже это понимает. Он даже проговорился об этом в том же интервью — но за «белыми флагами» это осталось почти незамеченным: «Украина, бедняжка, так настрадалась при Сталине». Здесь папа откровенен до цинизма: он знает, какую цену платила и снова может заплатить Украина, если она сдастся России. Он понимает, что это будет не конец наших страданий, а «новое начало». Но он согласен. Он не считает эту цену чрезмерной. Вернее, он предпочитает вообще не думать и не замечать ни тех, кто платит, ни того, чем они платят. Пока мы умирали молча — как в сталинские времена — мы были вполне приемлемы. Мир (и Святой Престол) могли вести свой business as usual. Как это было в период ликвидации УГКЦ и физического уничтожения ее клириков. 

Папа Римский Франциск знает, что означает «умирать молча». Ведь он выходец из Латинской Америки. Он своими глазами видел страдания людей, которые попали под каток истории — тиранию, чистки, пытки, бесчеловечные социальные эксперименты. Но будучи епископом из Латинской Америки он также прекрасно знает, как и какой ценой достигаются компромиссы между политическими реалиями и церковным институтом. 

Не надо иллюзий. Папа все понимает. Но отказывается принимать. Нет смысла упрекать блаженнейшего Святослава Шевчука в том, что греко-католики плохо «доносят» до Папы украинскую позицию. Видит Бог, доносят. Но невозможно убедить того, кто отказывается тебя слышать. Ему так проще. Проще думать, что в Украине — просто «еще одна война», которую «богатые» развязали чтобы «стать еще богаче». И прекратить эту «бессмысленную войну» можно очень даже просто — вынудить одну из сторон принять условия другой стороны. Поскольку Украина в более уязвимом положении, раз у нее le cose non vanno, пусть она сдается. Простые решения редко работают в сложных случаях. Поэтому Папе Франциску так важно убедить себя и ту часть мира, которая для него важна, что все просто — «богатые и бедные», ricchi e poveri. 

Папа Франциск — очень трендовый лидер, как вы, может быть, заметили. Начиная с того, что мировая политика, как и церковная, погрязает в геронтократии, заканчивая тем, что понтифик по сути такой же популист, как большинство заметных фигур на светской политической арене. Он знает «своего» верующего и говорит с ним на том языке и в тех категориях, которые тот наверняка поймет и примет. 

Наша проблема в том, что украинцы не входят в число его «избирателей». А проблема Католической церкви в том, что разделение на богатых и бедных, белых и цветных, клир и мирян, глобально-южных и глобально-северных при «папе с Юга» не только не смягчилось, но, кажется, стало даже более острым. В чем, конечно, нет прямой вины Папы Франциска — ему просто не повезло с историческим моментом. Но его вина в том, что он так и не сумел из «папы с Юга» превратиться в «папу для всех». 

Как не сумел он исправить ситуацию внутри Католической церкви, дать ответы на вопросы, которые стоят перед Ватиканом наиболее остро: например, о насилии над детьми и женщинами, которое практиковалось на протяжении десятилетий в Католической церкви и покрывалось епископами (в том числе самим нынешним папой), остаются в статусе «вопиющие к небу», поскольку Святой Престол так и не решил, какой ответ на это обвинение ему дать и как искупить этот грех.

Если посмотреть на деятельность Папы Франциска придирчиво, может оказаться, что и у него далеко не все получается, что и он на многих фронтах терпит поражение — le cose non vanno. Так может, понтифик последует собственному совету — проявит мужество и вывесит белый флаг? Вернее, применительно к ситуации, — белый дым, который извещает мир о том, что конклав избрал нового Папу.

Источник материала
loader
loader