Франция присоединилась к попыткам Польши по сдерживанию нашей агропродукции.
Она призывает к дальнейшим ограничениям на импорт украинской аграрной продукции.
Какими могут быть убытки Украины и какова позиция других стран ЕС относительно украинской продукции?.
Угрозы Франции.
Франция угрожает сорвать переговоры о продлении свободной торговли Киева с ЕС еще на год, если не будет дальнейших ограничений на импорт украинской аграрной продукции.
Президент Франции Эммануэль Макрон и премьер-министр Польши Дональд Туск договорились о сближении Парижа и Варшавы в вопросе переговоров, направленных на устранение разногласий, возникших в последний момент между странами ЕС и Европейским парламентом (ЕП) по торговле с Украиной.
В Еврокомиссии (ЕК) подсчитали, что в случае реализации угрозы это может привести к потерям Украины на сумму 1,2 млрд евро дохода от торговли.
“Это огромное сокращение для страны, которая действительно нуждается во всей возможной помощи.
Страны-члены, наиболее поддерживающие Украину, в то же время наносят ей наибольший вред” - заявил один из дипломатов Politico на условиях анонимности.
Если этот спор не удастся решить быстро, он может затмить саммит лидеров ЕС в Брюсселе – и навредить заявлениям лидеров о солидарности с Украиной из-за того, что они окажутся под давлением фермеров, утверждающих, что не могут конкурировать с дешевым импортом из-за бюрократии ЕС.
Какова ситуация в Польше относительно украинского зерна.
Ситуация в Польше в отношении украинского зерна не улучшается.
Помимо блокирования границы с Украиной, создания проблем с поставками нашего зерна по железной дороге, польские фермеры начали присматриваться к портам.
В последние дни появилась информация о том, что порты Польши переполнены украинским зерном, которое должно идти транзитом, из-за чего польские фермеры испытывают проблемы с реализацией зерна.
Польский аналитик Мирослав Марчиняк заявил, что эта информация неправдива.
“Последние два месяца принесли значительное снижение перевалки зерна в польских портах.
И в январе, и в феврале перегрузочные мощности были использованы всего на 60%.
Прежде всего было заметно снижение экспорта пшеницы”,- сказал он.
Крупнейшими получателями украинских зерновых и масличных, прошедших через Польшу транзитом, были Германия – 195,4 тыс.
тонн, Нидерланды – 58,3 тыс.
тонн, Литва и Латвия – 21,8 тыс.
По словам Марчиняка, транзит украинского зерна через Польшу существенно потеряет свою привлекательность в ближайшие месяцы, поскольку Украина активно отгружает зерно через черноморские порты.
Напомним, украинский морской коридор начал работать круглосуточно, объемы экспорта могут возрасти на 20%.
Испании и Румынии нужно наше зерно.
В то же время, в ЕС есть страны, которые заинтересованы в украинском зерне.
Кроме уже названных Германии, Нидерландов и стран Балтии речь идет о Румынии – как транзитере и Испании, как покупателе.
Через Румынию транспортируется почти 60% общего объема экспорта зерна из Украины, с начала полномасштабной войны объемы транзита уже превысили 27 млн тонн.
“Было согласовано удвоение возможностей транзита через румынские порты до 4 млн тонн сельскохозяйственной продукции.
Через Румынию проходит транзитом около 60% от общего объема экспорта зерна из Украины.
Фактически, с начала войны более 27 млн.
тонн зерна из Украины прошли транзитом через нашу страну”, – сказал президент Румынии Клаус Йоханнис.
Чтобы больше украинского зерна могло идти через Румынию, здесь развивают инфраструктуру, благодаря средствам ЕС специально под это выделенным.
В настоящее время строится новая скоростная автострада А7 – Autostrada Moldovei.
Она имеет протяженность 450 км, является частью Паневропейского коридора и должна быть проложена до 2027 г., в противном случае румынское правительство останется без европейского финансирования.
“Прежде всего, это возможность удешевить логистику, доставку украинской аграрной продукции в страны по всему миру.
Потому что будет возможность быстрее, с меньшими очередями, с меньшим ожиданием проезжать через Румынию и в морские порты с точки зрения экспорта по морскому пути, и в другие европейские страны”, - рассказал первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины Тарас Высоцкий.
Он соединит две страны в рамках нового пункта пропуска - “Белая Церковь - Сигета Мармацией”.
Румыны хотят завершить все работы на мосту уже осенью этого года.
Инвестиции составляют 35,5 млн евро (часть денег выделило ЕС, а часть правительство).
Итак, новым “автомобильным воротам” в Румынию - быть.
Также Румыния расширяет узкие места в порту Констанца.
В прошлом году этот порт отгрузил 36 млн т зерна, что на 50% больше, чем в позапрошлом.
В общей сложности Румыния получит от ЕС 126 млн евро для инвестиций в порты, столкнувшиеся с увеличением потоков после начала российского вторжения в Украину.
Программа будет действовать до 31 декабря этого года.
“Эта мера должна облегчить торговлю Украины в рамках плана действий ЕС “Пути солидарности”, - говорится в сообщении на сайте Еврокомиссии.
В свою очередь большой интерес в украинском зерне демонстрирует Испания.
“Хочу обратить внимание на растущий вес Испании в экспорте, который в январе этого года почти догнал Польшу как направление №1.
Вес этой страны стал увеличиваться после введения эмбарго на агропродукцию со стороны соседних стран ЕС”, - сказал председатель парламентского Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев.
Он уточнил, что украинский экспорт в Польшу составил 33 млрд долл., в Испанию - 32 млрд долл.
Недавно эта страна объявила о запуске “пилотного проекта” по импорту 600 тонн украинской кукурузы по железной дороге.
Цель инициативы – демонстрация “альтернативы или дополнения” морскому проходу импорта зерна из Украины.
“Проект призван продемонстрировать техническую и экономическую целесообразность железнодорожных перевозок зерна как альтернативы морскому пути в период войны, которая идет в Украине, и инцидентами в портах”, - говорят в министерстве транспорта Испании.
Виктория Хаджирадева.