10 фильмов, которые заменят вам поход к психологу
10 фильмов, которые заменят вам поход к психологу

10 фильмов, которые заменят вам поход к психологу

Главный источник вдохновения для съемки фильмов — это жизнь людей, а кино — важный инструмент в путешествии во внутренний мир человека. Поэтому психология как наука, пытающаяся понять личность, всегда была внутри кинематографа. Эксперт в области кино и ТВ, коуч по личным изменениям, психолог в модальности эмоционально-образной терапии Елена Дубовченко выбрала десять фильмов, которые в трудной ситуации помогут не хуже психолога. 

«Малыш» (2000)

Расс Дюриц (Брюс Уиллис) — 39-летний циничный консультант по имиджу из Лос-Анджелеса, которому позавидует большинство мужчин: у него отличная работа, красивый дом и он зарабатывает кучу денег. Но у него нет ни друзей, ни семьи и даже собаки. Персонаж Брюса Уиллиса подводит неутешительные итоги своей жизни и предпринимает серьезный самоанализ. Его гидом в самопознании становится восьмилетний он сам — недотепа и слабак Расти, которого однажды ночью он застает врасплох в своем доме.

На протяжении фильма мальчик Расти проводит взрослого Расса через болезненные ситуации, которые произошли в детстве, а взрослый Расс защищает его там, где это нужно и в конце концов становится счастливым и цельным, как только принимает Расти таким, какой он есть и обещает малышу исполнить все его детские мечты.

В каждом из нас живет наша маленькая девочка или мальчик — это наш Внутренний Ребенок. Именно в нем и прячутся все наши чувства: искренняя радость, спонтанность, страхи, боль… Поэтому любая профессиональная терапия начинается именно с выхода на Внутреннего Ребенка. Когда мы начинаем принимать и любить своего Внутреннего Ребенка, то мы приносим мир и радость самим себе же. У нас меняется отношение ко всему, что нас окружает.

Но часто оказывается так, что Внутренний Ребенок подавлен и отвержен. Поэтому ему нужно помочь. Ниже приведено упражнение из арсенала эмоционально-образной терапии — «Песочница», благодаря которому можно установить контакт с вашим Внутренним Ребенком и узнать, в каком он находится «состоянии».

Упражнение «Песочница»

Найдите тихое и уютное место, где вас никто не побеспокоит. Закройте глаза и представьте песочницу, где играют дети от трех до пяти лет. Среди них есть и вы — маленький ребенок. Понаблюдайте за ним и отметьте, как он выглядит, как играет с другими детьми, рассмотрите, во что одет. Представьте, что на улице уже темнеет, наступает вечер и ваш ребенок ждет, когда его заберут домой. Затем представьте, как вы подходите к песочнице, находите его взглядом и говорите: «Здравствуй, мой дорогой! Прости, что так долго не приходил к тебе. Я буду с тобой, и ты больше никогда не будешь один, потому что я — это ты, а ты — это я. Ты для меня очень важен. Я люблю тебя!» В своем воображении обнимите своего Внутреннего Ребенка и на вдохе возьмите ее в свое сердце, откройте глаза.

«Безумный Макс: Дорога ярости» (2015)

Своей ли жизнью вы живете? Как вырваться из плена прошлого и начать жить настоящим? Об этом предлагает задуматься фильм «Безумный Макс: Дорога ярости». Сюжет разворачивается в постапокалиптическом будущем среди сурового пустынного ландшафта. Бушующий мир «Дороги ярости» —  это яркий, длинный и масштабный побег от самого себя под таким углом, которого вы раньше не видели. 

Главные герои фильма, Макс (Том Харди) и Фуриоса (Шарлиз Терон), на боевом грузовике сбегают из Цитадели тирана Бессмертного Джо. Фуриоса верит, что сможет начать новую жизнь, если пересечет пустыню и доберется до легендарных «Зеленых Земель», родины своего детства. Тем не менее, когда они прибывают туда, то обнаруживают, что «Зеленых Земель» больше нет. Лишь жуткие люди на ходулях молча бродят по зловонному болоту. Они убежали на край света и ничего там не нашли. Но вспоминая любовь и заботу этих мест, Фуриоса собирает силы, чтобы вернуться в Цитадель и победить Бессмертного Джо. Больше никаких воспоминаний и отчаянных побегов в безжизненную пустыню. Единственный выход — это последний рывок обратно в известность, где есть шанс строить из того, что уже есть. Цель Фуриосы — построить место любви и возможностей посреди мертвой пустыни.

Фильм получил шесть премий «Оскар», а также премию MTV за лучшую женскую роль (Шарлиз Терон) и премии Британской академии кино и телевизионных искусств.

Конечно, позитивное прошлое дает опору и ресурсы, но иногда привязанность к прошлому лишает способности жить полноценно и осознанно в настоящем. Чтобы не упускать возможности, нужно определить к каким эмоциям, пережитым в прошлом, вы привязаны. Дальше самое важное — нужно постараться определить, где вы можете испытать такие же чувства, кто или что могло бы помочь вам их ощутить. Но помните, выбор всегда за вами — жить прошлым или проживать свою яркую и насыщенную жизнь здесь и сейчас!

«Куда ты пропала, Бернадетт» (2019)

Забросили любимое увлечение? Подавляете творческое и профессиональное самовыражение? Лауреат «Оскара» и экранизация бестселлера Марии Семпл «Куда ты пропала, Бернадетт» — это история Бернадетт Фокс (Кейт Бланшетт), пятидесятилетней женщины, которая живет в Сиэтле со своим мужем и дочерью-школьницей Би. Бернадетт, в прошлом известный архитектор и гений с большой буквы, не работала уже двадцать лет. Она глубоко предана своей семье и страстно занимается воспитанием дочери, ведь она пришла к материнству после нескольких выкидышей.

Название фильма — вопрос о том, что случилось с той блестящей творческой личностью, которой когда-то была Бернадетт. Ее бывший босс, с которым она случайно столкнулась через много лет, прямо говорит ей: «Такие люди, как ты, должны творить. Если ты не будешь творить, то станешь угрозой для общества». И действительно, Бернадетт ненавидит почти всех, кто не является ее дочерью (и ей отвечают взаимностью). Дочь выросла и Бернадетт изо всех сил пытается наполнить свои дни смыслом. Она много времени проводит дома, мало чем занимаясь. Бернадетт недовольна своей жизнью, у нее хроническая бессонница, социофобия и повышенная тревожность. И вот она решает отправиться в путешествие в Антарктиду.

Построенная Бернадетт полярная станция, ее счастливые глаза и великолепный полярный пейзаж стали ледяным фоном для одной из самых позитивных концовок фильма, которые только можно увидеть.

Безусловно, ребенок меняет в жизни все, в том числе и личность родителей. Фрустрация из-за карьерной или творческой нереализованности часто проявляется у матерей, когда дети вырастают. Подавление своих талантов и интересов является нежелательной крайностью, которая приводит к множеству психологических проблем (читайте также: Как понять, что у вас кризис среднего возраста (и как его пережить)).

«Распаковать» хронически подавленные чувства можно с психологом, а можно самостоятельно при помощи арт-терапии. Лепите, танцуйте, придумывайте и сочиняйте, каждая из нас — творец! Заботьтесь о семье, но всегда помните о себе. Творческая энергия — это ваша опора, она окрыляет, вдохновляет и творит чудеса!

«Девушка в поезде» (2016)

Если вас не воспринимают всерьез, обесценивают ваши чувства, вы часто слышите фразы в духе: «Сама во всем виновата», «Слишком остро реагируешь», то, скорее всего, рядом с вами тонкий манипулятор. Сомнения в собственной дееспособности могут иметь разрушительные последствия, приведя вас к созависимости и депрессии. О том, как происходит газлайтинг, к чему ведет и как с ним бороться, расскажет психологический детектив «Девушка в поезде», основанный на популярном романе британской писательницы Полы Хокинс.


Кстати, термин «газлайтинг» происходит от названия фильма Джорджа Кьюкора «Газовый свет» (1944), в котором муж хочет упечь жену в психиатрическую больницу и украсть ее наследство, искусно внушая ей, что она теряет связь с реальностью (читайте также: Невидимое насилие: что такое газлайтинг и как от него защититься).


Рэйчел (Эмили Блант) когда-то была счастливой замужней женщиной и успешной журналисткой, а теперь, после развода, с тоской смотрит из окна поезда, когда ездит на встречи клуба анонимных алкоголиков. Она испытывает вину и бессилие из-за развода. Рэйчел уверена, что грубила окружающим, была агрессивна с мужем и даже разрушила его карьеру, ведь из-за нее его уволили с работы. Цепь событий вовлекает героиню Эмили Блант в поиски пропавшей девушки и заодно раскрывает глаза на обман бывшего мужа.

Триллер может показаться медленным, но ведь именно так, монотонно и настойчиво, шаг за шагом манипуляторы подрывают доверие жертвы к самой себе. Рэйчел смогла найти силы вернуть свое имя.

Вот некоторые приемы, которые помогут вам противостоять манипулятору:

  • Отвечайте взвешенно: «Я уже много раз слышал(а) вашу точку зрения, и до сих пор с ней не согласна» или «Кажется, мы видим вещи по-разному». 

  • Четко обозначьте свои границы словами: «Мне трудно продолжать обсуждать это, я хотела бы сделать перерыв в этом разговоре» или «Мне неинтересно с вами спорить — если вы хотите высказать свою точку зрения, вам нужно прекратить оскорблять меня». 

  • Доверяйте своему разуму и чувствам: «Мои чувства — это мои чувства, и вот что я чувствую…» или «Я понимаю, что вы со мной не согласны, и вот как я это вижу…». 

  • Помните, что ваши эмоции реальны, и вы имеете полное право чувствовать и выражать их: «Я не буду извиняться за свои чувства» или «Я рассказываю вам, как это заставило меня чувствовать, так что не предполагайте, какие у меня были эмоции».

«Красотка на всю голову» (2018)

«Я такая, какая есть! Я — это я, горжусь быть собой!», — произнесет главная героиня в конце фильма. А вы можете сказать то же самое про себя? Соответствуют ли эти слова вашему мнению о себе или кажутся пафосными? Яркая комедия расскажет, как Рене Беннетт (Эми Шумер) сначала обнаружила, потом потеряла, а затем снова нашла свою красоту и привлекательность, и как это преобразило ее жизнь. 

Рене работает в крупной косметической компании, но сидит в маленьком офисе в подвале, у нее нет парня и жизнь не бьет ключом. Рене убеждена, что недостойна большего из-за лишних, по ее мнению, килограммов и ожесточенно с ними борется. Во время очередного такого сражения девушка падает с велотренажера и ударяется головой. И о, чудо! Глядя на себя в зеркало раздевалки она видит неотразимую красотку (читайте также: Без комплексов: 8 самых стильных звезд plus size).

Новое чувство позволило Рене зажить полной жизнью, флиртовать, проявлять инициативу с мужчинами (у нее наконец-то появился парень), стать яркой «зажигалкой» и даже получить работу мечты в своей же компании (прощай, подвал). Рене без ума от себя, а окружающие без ума от нее! Но вот парадокс — внешне она ни капли не изменилась. Однако очередное падение с велотренажера возвращает девушке прежнее восприятие себя — она в ужасе смотрит в зеркало и задается вопрос, неужели ее «такую» любит ее парень? Неужели ее с «такой фигурой» приняли на работу? Героине требуется некоторое время на разгадку секрета, который заключается в том, что мы — это то, что сами о себе думаем.

«В детстве мы не задумываемся о том, что скажут другие. Когда мы были детьми, уверенности у нас хватало на целый мир: ходишь себе, играешь, спокойно трусы поправляешь, а потом происходят вещи, которые заставляют нас сомневаться в себе», — говорит Рене.

Ни дня кого не секрет, что социальные нормы  и родительские предписания во многом формируют жизненный сценарий юного человека. Передача установок ребенку происходит косвенно — через мимику, интонации, обидные прозвища, и напрямую в словах в духе: «Смотри, как хорошо получается у Наташи, а ведь она тебя на год младше». Для ребенка это означает «не будь собой», и порождают чувство стыда. Стыдящийся человек парализован этим чувством и живет в страхе осуждения от окружающих.

Альтернативой стыду является чувство собственного достоинства. Будьте в силах стать собой, перестаньте считать себя плохой, скажите себе: «Я не буду тебя стыдиться. Я разрешаю тебе быть такой, какая ты есть, я люблю тебя». И помните, что любовь к себе — заразительная штука!

«Восьмой класс» (2018)

Фильм «Восьмой класс» — простая и трогательная драмеди, которая отправляет нас в самое страшное место на земле — в средние классы школы. Режиссерский дебют 26-летнего американского ютюбера Бо Бернема рассказывает о последней учебной неделе Кайлы Дэй (Элси Фишер). Кайле 13 лет, она ранимый интроверт. Героиня испытывает панические атаки при общении с ровесниками, с неформальными лидером класса, ощущает постоянную тревогу и чувствует себя неуклюжей, поэтому учеба в школе кажется ей адом. Но она ждет счастливое будущее в старших классах, по крайне мере, она на это очень надеется.

Кайла ведет свой канал на YouTube о доверии и самооценке, где дает советы, как преодолеть тревогу и стеснение. Она изливает свою душу в соцсети. И хотя все ее ролики едва набирают десять просмотров, это помогает ей справляться с переходным возрастом.

«Как важно быть самим собой и не изменять себя, чтобы произвести впечатление на другого человека. У тебя может быть самый классный парень, но какой в этом смысл, если ты не можешь быть собой», — рассуждает Кайла в своем влоге.

Поскольку темы фильма затрагивают идентичность и опыт взросления, в нем есть что-то для подростков, родителей и всех остальных. Главное, чему учит этот фильм — не подавлять тревогу, а признать ее. Тревога (и наше подсознание) хочет для вас чего-то самого хорошего. Подумайте, что полезного дает вам тревога и от чего защищает? Что худшее произойдет, если случится то, чего вы боитесь? Какой совет вы могли бы дать другу в похожей ситуации? Ответы на эти вопросы помогут посмотреть на свои страхи из состояния уверенности и самостоятельности.

«Всегда говори „ДА“» (2008)

Как давно вы общались с друзьями в кафе? А ходили вместе в поход или катались на сноуборде? Увлекательная комедия в преувеличенной форме раскрывает проблемы современного человека, который разучился чувствовать радость жизни. Мы не решаемся вырваться из рутины дней и не видим, как разнообразен мир. А вот герой фильма Карл (Джим Кэрри) знает, как начать жить на всю катушку. 

Обычно Карл, менеджер по выдаче кредитов, всегда и всем говорил «нет»: на приглашение друзей отметить день рождения, на идею пойти в клуб, на намек найти девушку после развода (ведь прошло уже три года), и конечно, клиентам на запросы получить кредит. 

Но в один прекрасный день, на тренинге саморазвития, Карл услышал от Наставника в свой адрес фразу, которая ему очень не понравилась: «Ты мертв, Карл. Ты говоришь жизни „нет“. Поэтому ты и не живешь». В присутствии целого зала людей герой Джима Керри заключает соглашение, по которому всегда должен отвечать «да» на все без исключения просьбы. И что тут началось: знакомство с зеленоглазой красавицей на скутере, уроки корейского языка, курсы пилотирования самолета, повышение по службе и многое другое.

Психологи знают, что человек — существо социальное, а проблема одиночества — одна из самых актуальных. Нужно осознавать, что помимо веселья и всего прочего, общение с друзьями и другими людьми является необходимым условием для психического и физического здоровья. Поэтому всегда говорите: «ДА»!

«Худший человек на свете» (2021)

Романтическая драма норвежского режиссера Иоахима Триера о проблемах 30-летних была в Каннах и номинировалась на «Оскар». Действие разворачивается на протяжении четырех лет из жизни Юлии (Рената Реинсве). Главные черты Юлии — поиск смыслов, стремление открыть разные грани мира, следовать своим чувствам через пробы и ошибки. Юлия меняет профессии, влюбляется, вступает в отношения, и в длительные, и в мимолетные, живет в разных обстоятельствах и открывает новые оттенки своих чувств, что приводит героиню к осознанию своего истинного «я».

Сначала она была студенткой медфака, думая, что станет хирургом, потом изучала психологию, затем решила стать фотографом, потратив на фотоаппаратуру весь студенческий кредит, а потом увлеклась книжным делом. Ее первый избранник был слишком интеллектуален, второй слишком прост и так далее. Из ищущей девушки к концу фильма Юлия закономерно вырастает в профессионала своего дела (все-таки фотограф), который нашел свое призвание в жизни. Фильм прекрасно показал переход девушки от нерешительности к уверенности в себе.

Некоторые зрители узнают в этом кино себя. Каждый из персонажей фильма считает себя худшим человеком на свете, хотя на самом деле никто им не является. Просто разрешите себе быть неидеальной.

«Непотопляемые» (2018)

Вы видели когда-нибудь мужское синхронное плавание? А блондинку-тренера по плаванию с сигаретой в зубах? Французская комедия Жиля Лелуша о том, как выплыть из кризиса среднего возраста. Настоящие мужчины если уж решили чего-то всерьез достичь, то их ничто не остановит. Группа мужчин собирается вместе, чтобы спрятаться от безысходности своей жизни совершенно неожиданным способом и обретает новую самооценку. Ведь если трудности тянут ко дну, нужно стать непотопляемыми!

Главный герой, Бертран, добавляет в свой завтрак горсть антидепрессантов. Он без работы уже два года, но любящая жена Клэр морально поддерживает его. Когда Бертран видит в городском бассейне объявление о наборе в мужскую любительскую команду по синхронному плаванию, он сразу записывается. Среди товарищей Бертрана, возраст которых варьируется от тридцати до пятидесяти лет, есть и управляющий фабрикой, и неудавшийся рокер, и бизнесмен на грани банкротства, и иммигрант из Азии. Когда вся группа узнает о чемпионате мира по синхронному плаванию, то неожиданно появляется цель, чувство товарищества и общей силы. Они решают выступать за Францию и направляются на состязание. 

Мы, конечно, понимаем, что аутсайдеров никогда нельзя недооценивать, а любая цель — лучший антидепрессант, который дает человеку силы преодолеть все сложности.

«Дьявол носит Прада» (2006)

Вы постоянно на работе и не хватает времени на себя? Чувствуете апатию? А на что вы, собственно, готовы ради себя? И как понять, пора ли что-то менять? Комедийная драма «Дьявол носит Прада» «снята по книге американской журналистки Лорен Вайсберегер, которая описала собственный опыт работы в журнале Vogue.

Выпускница университета Андреа Сакс (Энн Хэтэуэй) получает работу, за которую отдали бы жизнь миллионы девушек, — должность ассистента главного редактора модного нью-йоркского журнала Миранды Пристли (Мерил Стрип). Должность ассистента Миранды — это взлетная полоса для успешной карьеры любого журналиста. И неслучайно! Всесильная Миранда — высший авторитет индустрии моды и работа у нее — это большая школа и опыт. Однако мало кто готов к прессингу и стрессу, который их ожидает.



У Андреа есть мотивация и мечта стать писателем. Поэтому с первого же дня ее жизнь начинает вращаться вокруг работы и девушка трансформируется: она меняет манеру одеваться, общаться, отдыхать и принимать решения. Работа все больше и больше отдаляет героиню Энн Хэтэуэй от бойфренда, семьи и друзей. И в какой-то момент Андреа делает свой выбор. 

Конечно, работа обеспечивает качество жизни и позволяет реализовать талант и способности. Однако без фанатизма: жизнь в офисе 24/7 может быть эффективной только на короткий срок (читайте также: Профессиональное выгорание: как его распознать и что с ним делать). Хронический стресс, моральное и физическое истощение подбираются незаметно. Вот несколько звоночков приближающегося выгорания, на которые стоит обратить внимание:

  • отсутствие радости от достижений

  • дистанцирование от коллег и циничность

  • хроническая усталость. 

Как сбалансировать профессиональную нагрузку — сложный вопрос. Взвесить ситуацию поможет простое упражнение из коучинга — «Декартовы координаты».

Поставьте свой вопрос ребром, например: «Мне перейти на работу в другую компанию или отдел на неполный рабочий день?» и затем честно ответьте еще на четыре вопроса по порядку:

  1. Что БУДЕТ, если я ПЕРЕЙДУ в другую компанию или отдел на неполный рабочий день?

  2. Чего НЕ БУДЕТ, если я ПЕРЕЙДУ?

  3. Что БУДЕТ, если я НЕ ПЕРЕЙДУ?

  4. Чего НЕ БУДЕТ, если я НЕ ПЕРЕЙДУ?

Ответы на эти четыре вопроса помогут прочувствовать, прожить и сравнить альтернативы, понять, что действительно для вас важно в жизни. И принять взвешенное решение в своих интересах.

Елена Дубовченко

Коуч по личным изменениям, психолог в модальности эмоционально-образной терапии, эксперт в области медиабизнеса

Marie Claire Editorial

Фото: кадры из фильмов

Источник материала
loader
loader