27 марта сервис Apple TV+ завершил показ научно-фантастического триллера «Созвездие», главную роль в котором исполнила популярная шведская актриса Нуми Рапас. В рецензии ниже рассказываем, что помешало этому проекту стать выдающимся представителем заявленного жанра.
Плюсы:
местами достаточно увлекательный и запутанный сюжет; хорошая актерская работа от Нуми Рапас; большое количество визуальных «подсказок», характеризующих дуальность местного мироустройства; качественная техническая составляющая
Минусы:
проседание динамики не всегда уместно; попытки сценаристов изо всех сил запутать зрителя со временем начинают раздражать; главный недостаток — весомое присутствие российского в сюжете
«Созвездие» / Constellation
Жанр научно-фантастический триллер
Режиссеры Мишель Макларен, Оливер Хиршбигель, Джозеф Седар
В ролях Нуми Рапас, Джонатан Бэнкс, Джеймс Д’Арси, Девина Коулман, Рози Коулман
Премьера Apple TV+
Год выпуска 2024
Сайт IMDb
На Международной космической станции проходит важная миссия с исследованиями в Лаборатории холодного атома. Там, как признается одна из пяти присутствующих на борту астронавтов, шведка Джоанна Эрикссон, ищут новое состояние материи. Внезапно станция подвергается столкновению с неизвестным объектом, что приводит к серьезным ранениям одного из членов команды, который впоследствии погибает, и повреждениям самой МКС. Чтобы оценить степень разрушений, Джоанна выходит в открытый космос, где обнаруживает тело мертвой женщины в советском скафандре.
Учитывая сложившиеся обстоятельства, Джо приказывает коллегам эвакуироваться на трехместном корабле «Союз-2», а сама остается на станции, чтобы починить неисправности «Союза-1» и спастись уже на нем, перед тем захватив капсулу с результатами исследований. Но во время ремонтных работ героине начинают мерещиться странные вещи, не говоря о том, что по возвращении домой она чувствует, будто все вокруг какое-то чужое. В том числе ее дочь Элис и муж Магнус.
«Созвездие» — уже далеко не первый амбициозный научно-фантастический проект от сервиса Apple TV+. К сожалению, уже с дебютного эпизода зрителя встречает чрезвычайно неприятное засилье российского следа в сюжете, что напомнило о недавнем космотриллере «Международная космическая станция», который никому не рекомендуется к просмотру.
Суровая руководительница из «Роскосмоса», много русской речи, причем от не русскоязычных актеров, из-за чего это звучит еще отвратительнее, вертолеты с надписью «VVS Rossii» на фюзеляже, перенос действия в Звездный городок, расположенный недалеко от москвы (соответствующий титр прилагается) и т.д. Все это сильно побуждает поставить крест на шоу и больше никогда в жизни к нему не возвращаться.
Впрочем, написание рецензии не предполагает выводов на основе лишь первых двух-трех эпизодов, хотя здесь очень легко понять каждого, кто справедливо решит забросить просмотр еще до того, как нога Джо ступит на запыленную казахскую равнину.
На начальных этапах авторы «Созвездия», а это в первую очередь известный работой над «Доктором Кто» Питер Харнесс, небезуспешно пытаются косплеить «Гравитацию» Альфонсо Куарона.
Нуми Рапас рьяно принимает эстафету от Сандры Буллок: здесь вам и отчаянная героиня в скафандре, которая в одиночку противостоит равнодушному, но от того не менее смертоносному космосу; и обманчивые «глюки», пусть не такие приятные, как обнадеживающая улыбка Джорджа Клуни; и даже трюк с огнетушителем, который помогает скоординировать направление движения в невесомости.
После второго эпизода повествование спускается с небес на Землю, опять же, в какую-то явно причудливую реальность, где существуют вежливые роскосмовцы, протягивающие руку помощи бесконечно уставшей астронавтке. Здесь напряженный космотриллер уступает место триллеру психологическому, да еще и с уклоном в конспирологию, однако ставка делается не столько на нагнетание атмосферы, сколько на желание окончательно заморочить голову зрителю. Кому-то такой подход нравится, кому-то — нет, но отмежеваться от первоначального неприятного осадка уже не получится.
Повествование приобретает отчетливую тягучесть, продираться сквозь хитросплетения сюжетных линий, диалогов и озадачивающего монтажа крайне трудно. Это не значит, что сериал не способен заинтересовать. Наоборот, когда уровень русскости заметно снижается, а главная героиня пытается выяснить, с какой стати у них теперь синяя машина вместо красной, или почему ее дочь больше не говорит по-шведски — это выглядит достаточно увлекательно.Глобально проект предлагает хоть и далеко не новый, но интересный концепт мультивселенной, правда, к реализации которого возникают вопросы.
Здесь крайне важно обращать внимание на мелкие детали, которыми щедро разбрасываются авторы. На протяжении всего хронометража на экране можно заметить кучу зеркальных отражений, будут фигурировать символические мосты, поровну разделяющие кадр, или, например, появится отражение местности в озере. Все эти намеки и визуальные приемы говорят о двойственной, амбивалентной природе вещей и персонажей.
Отсюда же в сюжете всплывает и знаменитый кот Шредингера, когда одновременно можно считаться и живым, и мертвым (для доходчивости мысли в кадр помещают реального пушистика и его неподвижное чучелко). Однако в противовес интеллектуальным играм с сознанием и любопытному толкованию загадочных событий создатели предлагают такие эпизоды, как, например, седьмой, когда едва ли не все 50 минут герои бесполезно блуждают по заснеженной местности в поисках друг друга. Такое в прямом смысле топтание на месте совсем не идет на пользу.
Нуми Рапас, которая после «Прометея» Ридли Скотта уже не впервые отправляется в космическое путешествие и сталкивается там с чем-то необъяснимым, выдает уверенный перфоманс любящей жены и матери, оказавшейся в непривычно пугающих для себя условиях. Странная сюжетная линия Джонатана Бэнкса вообще кажется лишней, поскольку вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Роль маленькой Элис исполняли близняшки Девина и Рози Коулман, и обе девочки справились хорошо с непростыми как для ребенка ролями.
Буквально неделю назад мы писали о «Проблеме 3 тел» — еще свежем в памяти амбициозном проекте от Netflix, который тоже пытался в интеллектуальную фантастику. Там было не все идеально, но на фоне нетфликсовского шоу «Созвездие» явно проигрывает. Да и в целом стреляет себе же в ногу ввиду сомнительных решений.
Вывод:
В какой-то параллельной вселенной «Созвездие», вероятно, мог бы стать выдающимся представителем научно-фантастического триллера. Но, к сожалению, российское присутствие и запредельная жажда как можно больше запутать зрителя играют с проектом злую шутку.