Россия оказывает террор против Харькова, параллельно через пропаганду распространяя информационные кампании среди горожан, что якобы планируется масштабное наступление на город.
Параллельно с этим украинские дроны залетели далеко в тыл РФ, где под ударом оказались российские военные предприятия и нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ).
Какие еще произошли события в российско-украинской войне за уходящую неделю, читайте в обзоре от Фактов ICTV, сделанным совместно с руководителем Центра военно-правовых исследований Александром Мусиенко.
Террор против Харькова
В течение прошлых недель со стороны российской авиации, в том числе в виде ударных дронов Shahed-131/136, усилился террор против Харькова: город регулярно обстреливают, начались удары управляемыми авиационными бомбами (КАБами). Также враг применяет тактику двойных ударов по одному и тому же месту, в результате чего погибают, в частности, спасатели, прибывающие на место первого попадания.
Параллельно с этим со стороны РФ появились масштабные информационно-психологические операции о том, что Харьков якобы должен стать местом следующего наступления России. Как отмечали в Главном управлении разведки Минобороны Украины, это осуществляется в том числе и для того, чтобы создать дестабилизацию внутри украинского общества.
Александр Мусиенко объясняет, что для российских войск подобные атаки не дают влияния на поле боя, а целью является именно создание впечатления, что Харьков будет основным полем боя. А террор города осуществляется в том числе и потому, что у России есть такие возможности, поскольку Харьков находится вблизи с российской границей.
— Те города, которые ближе всего, они испытывают больше всего ударов… Россия просто пытается вести террор по тем местам, куда она достает. Россию, думаю, устроила бы картинка, когда в Харькове возникает паника, и большое количество людей выезжает. Они же уже давали в своей пропаганде материалы, где говорят, что смотрите, якобы в выходные дни харьковчане выезжают из города… Поэтому цель это просто разрушение, террор против местного населения, а также сеяние паники и деморализации. Также целью является именно создать впечатление, что на Харьков будет большое и масштабное наступление, — говорит эксперт.
Он подчеркнул, что не стоит искать рациональную цель в терроре РФ против Харькова, которая могла бы дать Кремлю преимущество на поле боя.
Ситуация на фронте
В течение этой недели стало понятно, что одной из следующих целей российских войск, где они будут продолжать давить, станет Часов Яр Донецкой области. Враг пытался несколько раз осуществлять штурмовые действия в направлении города, впрочем оккупанты были выбиты Силами обороны, о чем, в частности, сообщал главнокомандующий ВСУ Александр Сырский.
По словам Мусиенко, у российского командования стоит оперативно-стратегическая задача на это направление, которая предусматривает захват всей Донетчины.
— Соответственно Часов Яр — это высоты, которые дают возможность располагать дальнобойную артиллерию. И контроль этих высот увеличивает радиус поражения украинских позиций. Соответственно это обеспечивает возможность развивать наступательные действия дальше: на линию Константиновка-Краматорск-Славянск, — объясняет эксперт.
Кроме того, оккупанты продолжают давление не только на Авдеевском, но и на Лиманском направлении, проводя там постоянные штурмы.
— Цель в том, чтобы на Лиманском направлении продвигались через Серебрянское лесничество, и здесь продвигались, в районе Часового Яра. И если мы посмотрим на карту, то формируется такой клин, которым они хотят дальше двигаться на Славянско-Краматорскую агломерацию. Соответственно этим клином, как считает враг, они смогут вытеснить наши позиции, чем якобы выполнят задачу по захвату северной части Донецкой области, — говорит Мусиенко.
$100 млрд от НАТО для Украины
В течение этой недели генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг инициировал создание фонда для Украины, которым будет предусмотрено выделение $100 млрд в течение следующих пяти лет. Несколько стран, а именно Польша и Канада, уже положительно отреагировали на предложение генсека и заявили о готовности его поддержать.
В то же время консенсуса среди стран-членов Альянса пока не наблюдается, а сам Столтенберг указывал, что договоренность по фонду, вероятно, будет не раньше июля 2024 года, когда состоится саммит НАТО в Вашингтоне.
По мнению Александра Мусиенко, подобный фонд создается для того, чтобы в вопросе поддержки Украины не было зависимости от политической конъюнктуры, которая может меняться в западных странах: например, из-за выборов президента или парламента, или же решения отдельных политиков.
— Поэтому эта идея очень правильная, уже начались обсуждения. Большинство, насколько известно, стран НАТО уже поддержали эту идею, есть непонятность с Венгрией и Словакией. Но до Вашингтонского саммита еще есть время, поэтому эти вопросы можно будет решить, — объясняет эксперт.
Удары дронами в тыл РФ
Уже несколько недель, и особенно за прошедшую неделю, стала понятной новая тенденция этой войны: поражение дальнобойными беспилотниками глубоко в российский тыл. Ярким примером стали удары по военному предприятию и НПЗ в Татарстане, что в более 1 тыс. км от границы с Украиной.
По словам Мусиенко, у России на сегодня недостаточно средств противовоздушной обороны, которые должны прикрывать тыловые объекты, поскольку большинство систем ПВО находится или на фронте, или же в приграничных регионах РФ, или во временно оккупированном Крыму.
— Они (системы ПВО, — Ред.) стянуты, в большой степени в Украине находятся, но и Россия это очень большая территория… И объектов очень много, потому что, очевидно, есть проблема с прикрытием этих объектов. То, что они прикрывают свои ядерные объекты, которые нужно (России, — Ред.) защищать в любом случае… Если беспилотник долетел до Татарстана и поразил те предприятия, и его ничего не сбило, то, очевидно, проблемы с ПВО есть, — резюмирует эксперт.
И это происходит несмотря на приказы российского диктатора Владимира Путина дополнительно защищать НПЗ РФ системами ПВО Панцирь.
Поэтому, считает Мусиенко, российской столице стоит приготовиться к тому, что она будет единственным безопасным местом в России, где существует много средств противовоздушной обороны, когда другие регионы будут время от времени взрываться.