Писатель, которого действительно стоит обсуждать
Писатель, которого действительно стоит обсуждать

Писатель, которого действительно стоит обсуждать

Есть такой великий испанский писатель – Мигель Сервантес. А еще он герой битвы при Лепанто, где потерял руку. Но если я в Украине буду обсуждать с кем-то творчество Сервантеса – это никогда (или почти никогда) не будет про «великую испанскую культуру», «Император Карлос (Филипс) стронг», «давайте пять памятников Сервантесу поставим и 10 улиц назовем».

Но если мы будем обсуждать абсолютно любого русского писателя из когорты действительно великих (Толстого или Тургенева, например) или хотя бы культовых в определенных сообществах (Булгакова, например), то нежелание сохранить памятник Пушкину или Булгакову будет восприниматься как неуважение к великой культуре, как же так, это же часть нашего наследия!!!

Хотя на самом деле на украинскую и российскую культуру Сервантес повлиял никак не меньше, чем большинство перечисленных писателей. Хотя бы потому, что эти люди вдохновлялись Сервантесом. Примерно все. А Булгаков закладывал в свои произведения прямые аллюзии и на самого Сервантеса, и на его героев.

Но о глорификации Сервантеса почему-то речи нет. Хотя это тоже великая культура, которая очень повлияла на наше культурное пространство. Потому что испанцы не закладывают в Мигеля Сервантеса свою имперскую ностальгию и ресентимент. Потому что нет у них никакой ностальгии и никакого ресентимента.

А вот россияне настоящего культурное наследие своей же страны используют как способ инфицирования всего, что их окружает. И легитимизировать именно имперскую политику и ресентимент. И только сторонники русской культуры почему-то максимально агрессивно выбивают ей особые права на украинском пространстве.

Именно поэтому эта вся глорификация должна быть убрана с улиц, из системы образования, из культурной среды. Никто не запрещает любить и читать Чехова как писателя, Толстого как писателя или даже Пушкина или Булгакова как писателей. Хотя с последними двумя у меня много вопросов, потому что они устарели гораздо больше, чем первые двое, например.

Но при этом их надо держать подальше от чествования на улицах, площадях и подальше от образовательного процесса.

Источник материала
loader
loader