Международный Аэропорт "Киев" имени Игоря Сикорского ждет своих пассажиров третий год подряд. Полномасштабное вторжение России положило конец беззаботным путешествиям украинцев и визитам зарубежных туристов. Украинцы и все украинское в этой войне стали символом несокрушимости для всего мира. Так же и аэропорт "Киев". В вынужденном простое, молчаливый, но величественный и непокоренный - аэропорт готовится отметить свой вековой юбилей. Да-да, первый рейс здесь приняли сто лет назад, в конце мая 1924 года. Подробнее об историческом пути аэродрома, читайте в материале "Апострофа".
Сегодня площадь аэропорта составляет 265 га. Он является одним из самых больших в Украине. На его территории расположен также один из крупнейших в мире "музеев авиации" с огромным количеством образцов гражданской и военной авиатехники под открытым небом.
Государственный музей авиации Украины им. О.К. Антонова
Но 100 лет назад, а именно 25 мая 1924, это был небольшой аэродром, который принял первый рейс из Харькова – тогдашней столицы Украины. Его выполнил легкий транспортный самолет Укрвоздушнопути Dornier Komet, который назывался "Красный химик".
Самолет "Красный химик"
Перелет продолжался 3 часа 20 минут. Грузоподъемность самолета была крайне ограничена – он мог брать на борт не более 5 пассажиров. Так что перед рейсом всех и все тщательно взвешивали: и пассажиров, и их багаж. Тогда же открыли еще один регулярный рейс "Харьков – Елисаветград (сегодня – Кропивницкий) – Одесса".
Открытие этих рейсов стало возможным благодаря созданию в марте 1923 первой авиакомпании гражданской авиации на территории Украины - Укрвоздушнопуть. Через год она же и положила начало регулярным пассажирским авиаперевозкам в Украине.
Это было недешевое удовольствие: перелет по маршруту "Харьков - Полтава - Киев" стоил пассажиру 46 рублей 80 копеек, в то время немалых денег. Но был приятный бонус: в стоимость билета входила бесплатная перевозка до 5 кг багажа, а также трансфер пассажира авиарейса прямо из дома.
"Скорость, удобство полетов и невысокая цена, безусловно, должны привлечь общественное внимание и развить воздушное передвижение", - так рекламировали этот рейс в газетах того времени. Поэтому в июне 1924-го начались регулярные авиарейсы и по этому маршруту – всего два раза в неделю. К концу года количество авиарейсов достигло 60, ими воспользовались около 200 пассажиров.
Впрочем, тогда на этом месте аэропорта еще не было. Это было только военное летное поле у Жулян. Оттуда и широко известное старое название аэропорта "Жуляны".
Первая инфраструктура Аэропорта "Киев"
Регулярно самолеты из Харькова летали сюда 2 года, а затем аэродром начал принимать лишь отдельные авиарейсы.
1933 воздушными воротами Киева стал Броварской аэропорт "Киев", который построили в пригороде столицы - в Броварах. Из него были авиарейсы не только в Полтаву, Харьков, Одессу, Запорожье, Сумы, Днепропетровск, но и в разные уголки СССР: в Москву, Ленинград, Ростов и т.д. Однако этот аэропорт разрушила германская авиация в конце июня 1941 года. А после окончания второй мировой войны власти решили его не восстанавливать. После освобождения Киева от немецких захватчиков в 1943 году началось постепенное возобновление авиасообщения регионов со столицей, и авиарейсы снова начал принимать "аэропорт на Чоколовке", как его тогда называли, вернув себе прежний статус.
После второй мировой войны этот бывший военный аэродром стал хабом для гражданской авиации. Здесь восстановили полосу из бетонных плит длиной 1200 метров, а авиарейсы – как внутренние, так и международные сообщения – выполняли самолеты Ил-14, Ил-12, Ли-2. Годовое количество пассажиров на этих рейсах достигло более 60 тысяч человек.
Уже в 1949 году здесь был построен комплекс аэропорта, который мог принимать до 200 пассажиров в час. Проект занимался архитектор Виктор Елизаров, который спроектировал немало известных сооружений Киева: станцию метро "Крещатик", монументальную скульптуру "Родина-Мать", гостиницы "Днепр" и "Киев" и т.д.
Киевский аэропорт стал главными воздушными воротами не только столицы, но и Украины.
В 1960-х, с появлением реактивного пассажирского самолета повышенной емкости Ту-104, был построен новый аэропорт – "Борисполь". Инфраструктура в Жулянах не позволяла принимать такие воздушные суда, а для расширения аэропорта необходимо было снести некоторые дома. В конце концов, такие проекты по расширению заблокировали государственные службы.
В конце 50-х полосу продлили до 1800 метров. И все равно возможности принимать большие самолеты были ограничены, поэтому эту задачу оставили для аэродрома в Борисполе.
Собственно в «Жулянах» 1962 года взялись испытывать советский винтовой самолет Ан-24. Он начал выполнять регулярные рейсы и стал основным типом самолетов для этого аэропорта на несколько десятков лет.
В начале 1970-х аэропорт отправлял почти 1,3 млн пассажиров ежегодно. Рост пассажиропотока потребовал возведения нового терминала. Но Киевский горисполком не давал на это согласия – мол, такой объект следует перенести за пределы города. В конце концов, построенный в 1950 году аэровокзал, который был рассчитан на 200 пассажиров в час, обслуживал до 7000 человек в день.
В 1990 году городские власти наконец позволили строить в "Жулянах" новый аэровокзал, и строительство нового здания остановилось, едва начавшись. Все из-за набирающего обороты кризиса. Частично построенный новый терминал постепенно приходил в упадок.
Новую жизнь объект получил спустя годы. В первой половине 2009 года здесь завершили реконструкцию взлетно-посадочной полосы. Ее удлинили на 510 м, так что появилась возможность принимать более тяжелые самолеты, в частности Boeing 737 и Airbus A320.
С мая 2009 г. аэропорт заработал круглосуточно.
Старый терминал в Международном Аэропорту "Киев" 27 марта 2011 года
Еще одним толчком для развития авиационной инфраструктуры в стране стал Чемпионат Европы по футболу Евро-2012. Накануне, 2011, ООО "Мастер-Авиа" стало победителем конкурса Киевсовета на право аренды имущества Аэропорта "Киев" сроком на 49 лет.
Новый управленец снес недостроенный аэровокзал и в рекордные сроки, всего за 10 месяцев, построил на его месте новый терминал для международных рейсов "А" с пропускной способностью 320 пассажиров в час.
Благодаря работе ООО "Мастер-Авиа", воздушные ворота Киева стали современными, удобными и уютными, настоящей визитной карточкой для гостей Евро-2012. "Киев" вернул себе статус сердца столицы и любимого аэропорта.
А уже в 2013 году ввели в эксплуатацию терминал для внутренних рейсов "D" и бизнес-пассажиров "B".
В марте 2018 года Киевский городской совет присвоил аэропорту "Киев" имя авиаконструктора Игоря Сикорского.
Памятник Игорю Сикорскому
В том же году аэропорт обслужил самое большое за время своего существования количество пассажиров – 2,8 миллиона человек. Для сравнения, в 2010 году, до прихода ООО "Мастер-Авиа" пассажиропоток был на уровне 29 тысяч человек.
В октябре 2018 года ООО "Мастер-Авиа" объявили о начале нового этапа развития аэропорта. В 2019 году здесь завершили расширение площади основного терминала "A" на 9,5 тыс. кв. м, это позволило увеличить его пропускную способность вдвое. Аэропорт стал хабом для крупнейшего в мире лоукостера авиакомпании WizzAir. Благодаря этому полеты в Европу стали более удобными и доступными.
В общей сложности здесь базировалось около 40 авиакомпаний, среди которых также были LOT, Alitalia, Ernest, Buta и SkyUp.
За 13 лет деятельности в аэропорту ООО "Мастер-Авиа" инвестировало более 4 млрд грн в его инфраструктуру, создало около 10 тыс рабочих мест в авиационной и сопутствующих сервисно-обслуживающих отраслях, уплатило более 500 млн грн налогов, став первым государственно-частным партнерством в отрасли и ярким примером для подражания.
Несмотря на то, что Международный Аэропорт "Киев" очень сложно пережил пандемию коронавируса, в конце 2021 года он вошел в тройку крупнейших в Украине вместе с аэропортами "Борисполь" и "Львов".
В преддверии полномасштабной войны в Украине ООО "Мастер-Авиа" строило амбициозные планы по развитию аэропорта. Была запланирована реконструкция взлетно-посадочной полосы, которую хотели продлить на 460-500 метров, чтобы принимать более современные самолеты с большей пассажировместимостью. Также в планах было повысить категорию аэродрома, что позволило принимать самолеты в более сложных погодных условиях. А еще руководство аэропорта преследовало цель развивать грузовое направление и строить необходимую для этого инфраструктуру. Воплощению всех планов помешала русская военная злость.
В недавнем интервью изданию Українські Новини, Председатель Совета директоров Аэропорта Денис Костржевский заверил: Международный Аэропорт "Киев" сможет принимать пассажиров уже через месяц после открытия воздушного пространства над Украиной, а планы по масштабной реконструкции аэродромного комплекса обязательно осуществятся:
"Те повреждения, все те меры, которые были предприняты для предотвращения использования аэродрома противником, можно довольно быстро устранить. Могу с уверенностью сказать, что мы будем готовы принимать пассажиров через месяц с момента, когда будет принято решение об открытии воздушного пространства над Украиной, - отметил он, Наши планы относительно реконструкции аэродрома и развития предприятия, о которых я говорил, непременно оправдаются. Украина будет иметь обновленный Аэропорт "Киев", киевляне будут гордиться воздушными воротами столицы, а пассажиры – наслаждаться отличным сервисом"