В понедельник, 22 апреля, российская армия попала ракетой Х-59 по харьковской телебашне. Сооружение разломилось почти пополам, в Харькове и ближайших населенных пунктах пропал сигнал цифрового эфирного вещания. Но на самом деле, как говорят харьковчане, более важным, чем любой сигнал, является определенный символизм башни.
Об истории сооружения, а также о том, почему разрушение башни вызвало пренебрежительную улыбку у горожан, и, конечно, есть ли украинские теленовости в городе, читайте в материале Коротко про.
Высотой в 242 метра
Ох, и доставалось этой постройке от харьковчан! В начале 80-х, когда телебашню возводили в местном лесопарке, против нее мало демонстраций не проводили: слишком уж людям не нравилось, что шпиль возвышается над деревьями и портит пейзаж. Кстати, «рост» телебашни был почти 240 метров, и была она седьмой по высоте в Украине (высшая Киевская – 380 м).
С отметки 140 м и к вершине башню смонтировали из тринадцати 10-тонных блоков, которые на макушку транспортировали с помощью грузовых вертолетов Ми-10К. Фото: ru.wikipedia.org
Построили его из металлических разборных блоков. Начиная с отметки 140 м и до вершины башню смонтировали из тринадцати 10-тонных блоков, которые на верхушку транспортировали с помощью грузовых вертолетов Ми-10К. Это действо было, куда там нынешним достопримечательностям! В те дни местные дети (да и многие взрослые, чего лукавить), открыв рты, только и следили за работой вертолетов.
Со временем к телебашне привыкли. А как иначе, если она видна из любого уголка Харькова? Более того, этот металлический шпиль или, как говорили местные, «ракета», стал своеобразным символом района Павлово поле. Телебашня еще и работала у харьковчан вместо навигатора: объясняя как дойти до точки А или Б, местные советовали поворачивать налево или направо, или уходить прямо от башни.
С начала полномасштабного вторжения стало очевидно, что и враги заинтересовались харьковской телебашней. В марте 2022-го сбросили несколько снарядов с истребителей. Тогда металлическая конструкция выдержала. Но уже 22 апреля этого года вражеская ракета попала в шпиль. Говорят, попала как раз у отметки в 140 метров. Верхушка постройки сломалась и рухнула вниз. К счастью, обошлось без жертв, повреждено только телевизионное оборудование и ближайшие к башне сооружения. Сразу частично пропало цифровое телевидение, были перебои с Интернетом. Также неизвестно, будут ли чинить постройку. Скорее всего, уже после окончания войны.
«Харьковчан не сломать!»
Во вражеских интернет-пабликах радуются разрушению харьковской телебашни: хвалятся, что таким образом остановили, цитируем, украинскую пропаганду. А еще говорят, что, мол, на шпиле вроде бы были установлены радары ПВО.
Журналисты Коротко поинтересовались мнениями харьковчан о разрушении телебашни.
- Если говорить о технической стороне, то вообще не вижу ничего страшного: большинство людей давно черпают информацию из телеграмм или ютуб-каналов, - говорит Коротко о харьковчанин Олег. – Пропал Телемарафон, и это к лучшему, меньше «лапши» будем иметь на ушах. А разрушение башни – это скорее эмоциональное давление на харьковчан, которое, кроме пренебрежительной к оккупантам улыбки, не вызывает больше эмоций. Возможно ли вообще испугать людей, живущих почти без электроэнергии и под постоянной угрозой удара? Нас не сломить.
К счастью, обошлось без жертв, повреждено только телевизионное оборудование. Фото: facebook.com/synegubov.official
- Я видела видео падения телебашни: да, сердце болит, но не из-за железки, а из-за воспоминаний юности, - говорит харьковчанка Валентина. – Помню как еще малышкой бегала с друзьями гулять в лесопарк, и башня всегда была ориентиром.
Некоторые горожане уверены, что таким образом враги еще раз показали, что их цель состоит и в уничтожении свободы слова в Украине. Ведь во враждебной стране такого блага демократии давно нет.
- Все новости давно можно прочитать в Интернете, а тем людям, которые такой возможности не имеют, уже предоставляют доступ к покрытию, - размышляет харьковчанин Сергей. – Они бы еще нам пейджеры отключили! (смеется – Авт).
Признаемся: удивляемся и восхищаемся стойкостью харьковчан. Пройдя по центральным улицам города, под тарахкот электрогенераторов, видим, что город живет, несмотря на постоянные обстрелы. Около немногих открытых кафе сплачиваются подростки с телефонами, ловят сеть, просматривают какие-то видео, обсуждают школьные новости. Аллеями центрального парка несколько бабушек выгуливают свои микро-песиков и обсуждают будничные дела. А неутомимые коммунальщики досаждают новые цветы на клумбах и убирают улицы.
Сооружение разломилось почти пополам. Фото: facebook.com/synegubov.official
В тему
Вспоминают теплым словом харьковскую телевышку известные журналисты:
Анастасия Даугуле, журналистка и телеведущая поделилась в своем ФБ воспоминаниями.
«Харьковская телебашня, разрушенная российской ракетой, была частью моей жизни. Профессиональная жизнь. Много лет назад я работала там, внутри этой башни.
Это были особые времена, когда молодые харьковские телевизионщики не ходили – бежали на работу с удовольствием. Мы снимали утром до ночи, репортажи и программы, на улицах, в студиях, не интересовались ничем, кроме тв-журналистики, с бешеной жаждой профессии и новых интересных форматов.
Телебашня была расположена удивительно. Глубоко в лесу. От ближайшей дороги нужно было идти по этому лесу минут пятнадцать. Дорога постоянно петляла, кружилась и извивалась, как змея. Ты никогда не видел, кто идет впереди и кто может догонять.
Время от времени ходили слухи о местных маньяках, которые бродят в лесу вокруг башни, как в фильме «Зомбиленд».
Но нас, юных харьковских телевизионщиков, не пугали ни густой лес, ни сказочный тайный путь, ни маньяки. Но мы сами были еще маньяки, которые постоянно предпочитали что-то снимать и круглосуточно монтировать и выдавать в эфир.
Мы любили эту Башню. Звали ее «нашей Эйфелей». Жарили сардельки из ближайшего гастронома в лесу у ее забора, «не отходя от кассы», потому что покидать работу надолго никто не хотел.
Я была наивна и не понимала, почему в Харьковскую Башню (да, пишу с большой буквы, из уважения), так сложно доставаться. До чего ее спрятали так глубоко в лесу, до чего так закружили внутреннюю лесную тропинку. Опытный охранник Башни однажды объяснил: это стратегический коммуникационный объект, построенный по классической схеме прикрытия извне, а дороги прямой нет - чтобы танк не имел возможности навести прицел с удобного расстояния. То есть, видно Башню отовсюду, а подойти к ней – не так уж просто.
Но, оказалось, ее можно разрушить с воздуха. Ракетным русским ударом.
Смотрела сегодня кадры изуродованной Башни и думала о том, что весной 2022-го ее уже атаковали авиабомбами. Тогда устояла. Сегодня – нет. Сегодня о Башне узнал даже президент Соединенных Штатов.
До сегодняшнего дня Башня была самой высокой точкой Харькова. Итак, город выстроит новую доминанту. Еще лучше».
Этот металлический шпиль или, как говорили местные, «ракета», стал своеобразным символом района Павлово поле. Фото: ru.wikipedia.org