«Спасибо Андрею Ермаку!» вместо реформы уголовной юстиции
«Спасибо Андрею Ермаку!» вместо реформы уголовной юстиции

«Спасибо Андрею Ермаку!» вместо реформы уголовной юстиции

«Спасибо Андрею Ермаку!» вместо реформы уголовной юстиции

На днях состоялась встреча бизнеса с генпрокурором Андреем Костиным и представителями Офиса генерального прокурора. Ее результаты: публичное объявление достижением закрытие 20% уголовных экономических производств и публичные благодарности Андрею Ермаку за поддержку и справедливость.

Авторы этих месседжей — успешные и известные широким массам бизнесмены, что в разы повышает уровень кринжа в этой истории. В действительности системность изменений в уголовной юстиции как не была видна, так и не наблюдается до сих пор. Да и синхронизированные благодарности их не внедряют.

Три месяца назад после серии скандальных обысков и выемок в целом списке компаний, а также задержания известных бизнесменов на базе офиса президента был создан Совет по вопросам поддержки предпринимательства в условиях военного положения. Туда вошли: основатель Ajax Systems Александр Конотопский, соучредитель Monobank Олег Гороховский, руководитель Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник и другие.

В конце концов, инициатива, возможно, и правильная, но она, по сути, не решает проблему в контексте защиты бизнеса от посягательств недобропорядочных следователей и прокуроров. Тогда сразу критически отнесся к этой распиаренной акции со стороны Банковой и теперь попытаюсь объяснить, почему.

Ручной режим работы Офиса генпрокурора и всех органов досудебного расследования (а их, напомню, целых пять: Нацполиция, ГБР, СБУ, БЭБ и НАБУ) — это негативная тенденция, продолжающаяся десятилетиями. Конечно, так не может быть, а хронический ручной режим, в котором они работают, должен остаться в истории. Но разве закрытие 20% уголовных производств хоть как-то это подтверждает?

Тем более зло — этому радоваться и за это благодарить. Подозрения, что бизнесмены, входящие в состав вышеупомянутого Совета по вопросам поддержки предпринимательства при ОП, не понимают элементарного, у меня нет. А следовательно, сознательно идут на компромисс с совестью, цементируя давление на бизнес как норму и другие ключевые проблемы в системе уголовной юстиции.

Во-первых, Александр Конотопский и его коллеги из вышеупомянутого Совета торжественно заявили, что 20% уголовных производств «по экономике» были закрыты. Только вот беда — всего несколько производств касались работы БЭБ как ключевого органа правопорядка, через который сейчас могут и, уверен, будут давить на бизнес.

Да и закрытие производства, буквально любого, — это не финал, потому что потом его можно возобновить, например, с учетом нововыявленных обстоятельств. Понимаю, что бизнесмены этого не знают, и им просто прислали с Банковой тезисы, которые должны были быть обнародованы в соцсетях.

Во-вторых, было заявлено, что «за три месяца проведенных временных доступов к вещам и документам уменьшилось на 42%, обысков — на 46%, ходатайств на арест имущества — на 56%». Опять же, а это касается общего количества производств или исключительно «по экономике»? Уверен, бизнесмены этого не знают. Да и в офисе президента тоже мало в этом разбираются. Все, кроме Олега Татарова, — ведь он прекрасно знает, что не утратил контроль над органами досудебного расследования. Волюнтаризм (читайте — ручной режим) никуда не делся. Иногда кажется, что не прокурор (то есть генпрокурор), а следователь (то есть Татаров) решает, кому и куда «бежать».

В-третьих, генпрокурор Андрей Костин подписал обновленные Стандарты деятельности прокуроров. Важная вещь, безусловно. Именно это мы предложили в 2019 году, когда создавали основы для полноценного реформирования системы прокуратуры. И согласно тогдашней идее, контролировать соблюдение стандартов должен был бы независимый дисциплинарный комитет. И наряду с этим всем, конечно, должен быть независимый генеральный прокурор. Именно этого — аполитичного и независимого генпрокурора — должен был требовать в офисе президента каждый бизнесмен.

Тогда идея с соблюдением Стандартов деятельности прокуроров реально бы повлияла на ликвидацию давления на бизнес как явления. В таком случае не нужно было бы создавать Совет по вопросам поддержки предпринимательства или что-либо подобное.

Вдобавок следует прекратить злоупотреблять термином «маски-шоу стоп». Это уже не то что моветон, это просто фантазия политиков, распространивших это словосочетание в собственных интересах ради принятия тех или иных законодательных изменений. Реформа уже так затянулась, что давно должна была бы перейти от образных восклицаний к конкретным предложениям. А вот с конкретикой пока не складывается.

В-четвертых, создание онлайн-дашборда для уголовной юстиции — хоть и хорошая идея, но бессодержательная. Этот дашборд нужен, чтобы что? Сравнивать business intelligence из частной сферы с расследованиями уголовных производств органами из системы уголовной юстиции — это как сравнить ракету SpaceX с работой The United States Department of Justice. Что-то — публичное, а что-то — частное. Круглое и зеленое. Расследования априори не могут быть «полностью прозрачными», потому что есть тайна досудебного расследования.

Подменять понятие в этом случае — преступление. Если речь идет исключительно об отображении статистики обысков, арестов, открытых и закрытых уголовных производств, то так и скажите. Не «натягивайте сову на глобус», это не смешно. Такие утверждения свидетельствуют или о полном непонимании того, как функционирует уголовная юстиция, или же об умышленном искажении фактов.

Более того, «широкая аналитика» никоим образом не позволяет понять системность давления на бизнес. Потому что прокуроры, как и следователи, в целом знают срез по этому параметру. А некоторым, без претензий пишу, желательно было бы чаще уделять внимание уголовной юстиции, а не саморепрезентации в странах западных демократий. Это было бы уместно, потому что на заместителей все повесить — не очень хорошая идея.

В-пятых, один из бизнесменов, входящих в Совет по вопросам поддержки предпринимательства, также заметил, что уже в скором времени парламент примет изменения в Уголовный процессуальный кодекс и закон о БЭБ (о перезапуске этого органа правопорядка я пишу едва ли не с момента его создания). Так вот, в первом чтении изменения в закон о БЭБ являются «татаровскими» нормами, не имеющими ничего общего с необходимыми процессами, которые действительно позволят полноценно и независимо перезапустить орган. Что касается изменений в УПК, то, может, начнем с того, что наконец очистим кодекс от остатков «поправок Лозового»?

***

Что же необходимо реформе на самом деле? Для начала — перестать имитировать изменения, вместо этого принять нормальную концепцию реформирования органов уголовной юстиции и реализовывать ее системно, а не обособленно. Для этого следует прекратить в ручном режиме дергать прокуроров и следователей и подойти к процессам комплексно и аполитично.

Мы бегаем по кругу очередной десяток лет, в то время как Украине требуются другие принципы и подходы. Только когда прекратятся политизация расследований, актуализация согласно повестке дня преследований отдельных компаний и бизнесменов, станут независимыми следователи и прокуроры, лишь тогда наконец-то произойдет настолько желаемое — органы правопорядка и правосудия прекратят давить на бизнес. А остальное — это только мечты, фантазии, манипуляции и хроническое очковтирательство обещаниями полноценного реформирования уголовной юстиции.

Источник материала
Поделиться сюжетом