Некоторые боятся, что разбитое зеркало может привести к семи годам несчастий. История этого суеверия, возможно, уходит корнями к древним грекам и римлянам, однако для майя они означали несколько больше.
Для древних майя треснувшие зеркала были не причиной для страха, а скорее средством коммуникации со сверхъестественным. Вместо стекла зеркала майя изготавливали из темной полированной железной руды, которую собирали в виде мозаики на сланце или дереве. Вельможи носили эти зеркала на спине, ставили их на тронах и даже клали в гробницы, пишет Phys.org.
У Фокус.Технологии появился свой Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы не пропускать самые свежие и захватывающие новости из мира науки!
Употребляя галлюциногены, лица всматривались в эти зеркала, ища мистических проявлений. Трещины между кусками давали ломаные, искаженные отражения, через которые, как считалось, люди могли разговаривать с божественными существами. Майя искали мудрости в потусторонних мирах, которые связывали их с богами, предками и духами.
Художники изображали этих духов в виде фантастических существ на картинах и скульптурах, иногда показывая вельмож, ведущих с ними беседы. Эти разговоры происходили во снах, трансах и галлюцинациях, часто с помощью зеркал.
Известняковая скульптура из Яшчилана, найденная в современном штате Чиапас, Мексика, предлагает детальное понимание этих взаимодействий между богами и смертными.
Надписи свидетельствуют, что в восьмом веке его правитель посвятил здание с тремя входными дверями. Вместо деревянных балок-перемычек, установленных вверху над каждой дверью, были каменные. Там изображены события из жизни правителя и правительницы, в частности встречи с их богом-покровителем.
Больше всего удивляет в этой скульптуре то, что большая часть ее текста написана задом наперед. Вероятно, это сделано для того, чтобы древние маи, колдуны, прорицатели или оракулы могли читать с помощью зеркала. Если взглянуть под правильным углом, посетитель воспринимал бы текст так, как и задумано, переходя от человеческого мира к сверхъестественному.
Древние посетители могли использовать зеркало, чтобы увидеть то, что видели боги (обратная надпись), и то, что видели люди (обычная надпись) одновременно. Глядя в треснувшие зеркала, они преодолевали пропасть между человечеством и божеством.
Сегодня эти зеркальные надписи и другие скульптуры майя представлены больше как картины эпохи Возрождения — неподвижные изображения, висящие на стене, чем как двери в другие миры, какими некоторые из них были.
Также мы писали о бронзовых идолах, найденных в Индии. Сначала их пытались скрыть от властей, однако артефакты все же попали в музей.