Ровно 120 лет назад, 10 мая 1904 года Август Хорьх – немецкий конструктор и предприниматель, один из пионеров, автомобилестроения основал в городе Цвиккау фирму August Horch & Cie Motorwagenwerke AG. Нужно сказать, что свой первый автомобиль, с двухцилиндровым мотором в 5 л. с. он построил еще раньше – в 1901 году. А затем изготовит и четырехцилиндровую машину, на которой впервые в Германии применил карданную передачу вместо цепной.
Автомобили из Цвиккау ряд лет имели коммерческий успех. Однако через некоторое время Хорьх, не сойдясь во мнениях с советом директоров, вынужден был покинуть фирму. И основал свою, которая в 1910 году получила новое название – Audi.
Horch 4/5 PS Phaeton (1901)
Тем временем компания Horch продолжала успешно развиваться. После окончания Первой мировой войны в ее программе были модели с шестью типами двигателей – от 24 л. с. до 80 л. с. В 1923 году на фирму пришел талантливый конструктор Пауль Даймлер – сын знаменитого «отца автомобиля» Готтлиба Даймлера. В 1926 году он создал интересный автомобиль Horch 303, который имел 8-цилиндроывй двигатель с двумя верхними распределительными валами.
Horch 10/35 PS Phaeton (1923)
В конце 20-х гг. Пауль покинул фирму и ее возглавил Фриц Фидлер. Под его руководством было разработано новое семейство 8-цилиндровых моторов с верхним распределительным валом. А в 1932 году пошла в серию роскошная модель «630» с двигателем V12 в 120 л. с. К этому времени фирма уже заняла прочное место на рынке престижных авто.
Horch 630 V12 (1932)
Автомобили Horch, выпущенные во второй половине 30-х гг., делились на две группы. Первую составляли модели с двигателями V8. Так, модель «830» поначалу она имела мотор 3004 см куб. в 70 л. с., но год от года эти показатели росли. И в 1938 году у модели «830В1» они достигли 3823 см куб. и 92 л. с. Этот автомобиль развивал 115 – 120 км/ч.
Horch 830 BL (1936)
Машины второй группы тоже оснащались «восьмерками», но уже рядными. Это были более мощные и дорогие модели, часто с заказными кузовами от известных специализированных фирм. На таких автомобилях разъезжали представители правящей верхушки, крупные промышленники, звезды кино и спорта. Самый дорогой из них был Horch 951A с роскошным кузовом типа лимузин на 6-7 мест. Мотор в 120 л. с. (4955 с м куб.) разгонял машину до 125 – 135 км/ч.
Horch 951A (1937)
В годы Второй мировой фирма выпускала стандартные штабные легковые автомобили среднего и тяжелого классов, полноприводные шасси под легкие бронемашины и т. д. А после ее окончания завод в Цвиккау оказался в советской зоне оккупации и был переименован в «Народное предприятие Хорьх».
Horch 108
В 1946 – 1948 гг. там выпустили 840 трехтонных грузовиков H3. Они имели переднюю кабину оригинального дизайна. А бензиновый мотор (6 цил., 4170 см куб., 100 л. с.) позаимствовали у… полугусеничного БТР времен войны.
Horch H3
В 1948 году появился 3,5-тонный капотный грузовик
Horch H3A
H3A. Он уже имел 4-цилиндровый дизель (6024 см куб., 80 л. с.), созданный на базе довоенного мотора фирмы Vomag. Интересно, что задняя стенка кабины и двери были из пластмассы дуропласт, разработанной в ГДР.
А в 1957 году начался выпуск модернизированной версии – «четырехтонки» Horch H3S в 90 л. с. Но на следующий год завод переименовали в «Народное предприятия Заксенринг», а грузовики соответственно в Sachsenring S4000. И на этом история марки Horch завершилось.