Когда российский диктатор Владимир Путин вскоре посетит Пекин для встречи с китайским лидером Си Цзиньпином, между ними будет заметно мало признаков разногласий, о которых говорят скептики партнерства «без ограничений» между Россией и Китаем. Тем не менее, его приоритеты, вероятно, столкнутся с приоритетами принимающей стороны, пишет для Bloomberg профессор государственного управления в Клермонтском колледже МакКенна Минсин Пэй (автор книги «Государство-страж: Надзор и выживание диктатуры в Китае»).
По мнению профессора, сейчас у Путина нет другого выбора, кроме как мыслить краткосрочно – поражение в Украине создаст экзистенциальную опасность для его правления. Поэтому у него есть все причины, чтобы заставить Китай оказать более существенную военную поддержку его войне.
«Показательно, что Россия решила объявить о провокационных ядерных учениях в разгар недавнего государственного визита Си во Францию. Это поставило в неудобное положение Си, находящегося под растущим давлением со стороны Европы, требующей от него использовать свое влияние для прекращения войны. Этот шаг Путина послал не слишком утонченный сигнал: китайский нейтралитет по поводу войны больше не является жизнеспособным», – отмечает Пэй.
Профессор считает, что Си, вероятно, был бы не прочь оказать Путину больше поддержки, но он сталкивается с жесткими ограничениями в ближайшей перспективе и ему нужно выиграть время. Позиция Си ухудшилась с момента его последней встречи с Путиным в марте 2023 года – главным образом из-за экономического спада в Китае и постоянной напряженности в отношениях с Западом.
«Эти два фактора связаны между собой. Несмотря на некоторое первоначальное обособление в сфере технологий и торговли, китайская экономика остается гораздо глубже переплетенной из США и Европой, чем российская экономика до вторжения Путина. В 2023 году китайский товарный экспорт составил 427 миллиардов долларов в США и около 550 миллиардов долларов в Европейский Союз», – напоминает Пэй.
По его мнению, стратегия Си, направленная на развитие самодостаточности в ключевых секторах, может снизить эту чрезмерную зависимость от западных рынков, но Китаю, по меньшей мере, в течение следующих нескольких лет, придется полагаться на экспорт, чтобы преодолеть экономические трудности.
«Поскольку Китай не может позволить себе разорвать экономические связи с Западом, Си должен быть осторожным по поводу того, сколько и какой помощи он может оказать Путину. США ясно понимают уязвимость Китая», – отмечает профессор.
Пэй напомнил, что Госсекретарь США Энтони Блинкен во время своего недавнего визита в Китай выступил с едва завуалированной угрозой, предупредив, что могут быть введены более разрушительные санкции, если Китай продолжит предоставлять России товары военного назначения.
Он считает, что война в Украине, которая зайдет в тупик, будет служить китайским интересам лучше, чем любой другой сценарий, поскольку она может отвлечь США и дать Си больше времени для «превращения Китая в экономическую крепость».
«Когда Си встретится с Путиным, он будет четко осознавать, что их временные рамки не совпадают. Оба лидера могут объявить о множестве новых соглашений, чтобы Путин не поехал домой с пустыми руками (самая важная из них – смогут ли они подписать соглашение по газопроводу «Сила Сибири-2»). Но Си вряд ли предоставит Путину такую военную поддержку, которая пересечет красные линии Запада», – считает профессор.
По его мнению, США и Европа тоже заинтересованы тянуть время, поскольку резкий разрыв отношений с Китаем повлечет за собой «хаос в международной торговле» и «поставит Си в такое положение, когда ему больше нечего терять».
«Основная напряженность в отношениях между Россией и Китаем будет сохраняться в течение следующих двух-трех лет, и ее может стать труднее контролировать, если Путин снова начнет проигрывать на поле боя», – резюмировал Пэй.
Напомним, в Госдепе США заявили, что Китай может создавать «новую ось друзей» для китайского и российского режимов в Европе, которая будет играть негативную роль в отношении потенциального прекращения расширения ЕС. До этого Госсекретарь США Энтони Блинкен недавно заявил, что Пекин делает войну в Украине «вечной», хотя заявляет, что хочет ее прекращения – за последние месяцы Китай помог в восстановлении российской военно-промышленной базы.
Франция, Сербия, Венгрия. Выбор стран, посетивших китайский лидер на этой неделе во время своего европейского турне, подтверждает: визит был именно стратегическим политическим актом, а не попыткой решить тактические вопросы в экономике и политике. Удалось ли Си «завербовать» в Европе единомышленников? Об этом пишет доцент Института международных отношений КНУ им. Тараса Шевченко Виктор Константинов в статье «Китай хочет изменить мировой порядок. Чем это чревато для Украины» на ZN.UA.