Когда люди теряют дом, им крайне необходимо временное жилье, причем раньше, чем они пройдут новую социальную адаптацию, найдут работу, поведут детей в школу. Но на сегодняшний день украинское государство обеспечило всего 66 тысяч мест для временного проживания, поэтому вопрос увеличения такого предложения для внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) стал крайне насущным. Тем более что решению этого вопроса часто мешает элементарное отсутствие соответствующего законодательства. И этой ситуацией пользуются распорядители государственных средств, похоже, чаще всего себе на пользу.
Недвижимость есть, но не для беженцев
Для решения законодательных вопросов по защите интересов ВПЛ, народные депутаты создали парламентскую комиссию под руководством депутата Павла Фролова. Она должна содействовать обеспечению ВПЛ жильем и остальным, необходимым для выживания.
В частности 16 февраля 2024 года комиссия получила информацию от Фонда государственного имущества и Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений (АРМА) о количестве объектов, которые могут быть использованы для временного проживания ВПЛ. По информации Фонда госимущества, среди них только жилых объектов оказалось около 26 тысяч (это без учета имущества на временно оккупированных территориях).
Также есть около 17 тыс. объектов, классифицированных как общежития, отели, рестораны и подобные здания; сооружения для публичных выступлений; здания учебных и исследовательских заведений; спортивные залы. Кажется, все это можно использовать для временного размещения ВПЛ. Но возникают вопросы: где именно расположены эти объекты? В каком они состоянии? И действительно ли их можно сейчас использовать для размещения ВПЛ?
Впрочем, есть большие сомнения, что такую информацию получит даже парламентская комиссия. Ведь хотя эти объекты и принадлежат государству, они могут использоваться — как законно, например, под аренду, так и незаконно. Главное — не всегда известно, кто «стоит» за таким использованием этой привлекательной государственной собственности.
Кроме того, по состоянию на 14 февраля 2024 года, согласно данным Единого государственного реестра активов, на которые наложен арест в уголовном производстве, в управление АРМА были переданы 510 объектов недвижимого имущества — жилой недвижимости, которые тоже можно использовать для временного проживания ВПЛ.
Но и здесь не все так просто. Согласно законодательству, активы, которыми управляет АРМА, можно только реализовывать или передавать в управление. Поэтому напрашиваются срочные изменения в законодательство, которые дали бы возможность ВПЛ пользоваться жильем, находящимся в управлении АРМА. А это уже задача непосредственно для народных депутатов.
Досадный пример «помощи»
Временной комиссии ВР стало известно о покупке Лисичанской городской военной администрацией зданий и сооружений пионерского лагеря «Дружба», расположенного по адресу: Кировоградская область, Александрийский район, село Войновка. Здания покупали для временного проживания ВПЛ.
Решение парламентской комиссии «О ситуации, сложившейся вокруг покупки Лисичанской городской военной администрацией помещения детского лагеря «Дружба», есть в редакции ZN.UA. (документ) Как видно из этого решения, заведение было «выгодно» приобретено на неконкурентных началах за 34,5 млн грн (на OLX оно было выставлено всего за 12 млн грн). Вместе с тем общие затраты на это строение на сегодняшний день составляют уже около 50 млн грн (без ремонта не обошлось).
Интересно, что, по мнению парламентской комиссии, за эти деньги можно было бы приобрести 80 квартир в городе Александрия и в течение года разместить в них около 250 внутренних переселенцев.
«Вместе с тем количество ВПЛ, проживающих в указанном объекте, — 30 человек — несопоставимо с потраченными средствами и наталкивает на выводы о ненадлежащем расходовании средств работниками Лисичанской городской военной администрации и возможном злоупотреблении служебными полномочиями соответствующими работниками администрации», — говорится в решении парламентской комиссии.
Конечно, комиссия обратилась с письмами в Луганскую областную военную администрацию, Офис генерального прокурора, Национальную полицию. Депутаты — отдельные члены парламентской комиссии — выехали на объект, сделали фото и видео увиденного там ужаса.
Как оказалось на месте, объект абсолютно непригоден для пребывания там людей: крыша протекает, фундаменты подмочены, санузлы разбиты, а в самом здании — полнейший погром. Впрочем, самое неприятное то, что жилое сооружение для ВПЛ расположено далеко от таких простых средств цивилизации, как магазины, школа, поликлиника.
Возникает вопрос: где будут работать беженцы, которые там будут проживать? Как они будут решать социальные вопросы? Неужели так сложно было подумать об этом заранее? Или возможность потратить на свое усмотрение десятки миллионов государственных средств (под прикрытием потребностей ВПЛ) мешала чиновникам думать?
Жизнь, а не существование
Совсем не любое здание подходит для переселенцев. Не может оно быть размещено на большом расстоянии от простых, но необходимых услуг: магазинов, кафе, школы и поликлиники. Растратой государственных средств пусть занимается прокуратура, мы же акцентируем на том, что чиновники должны четко понимать: обеспечение ВПЛ жильем — задача непростая и не любое жилье для этого подходит. И главное — точно не следует наживаться на человеческом горе.
Поэтому в проекте закона «О создании условий для решения жилищной проблемы внутренне перемещенных лиц» временная комиссия ВР планирует разработку Информационной базы данных об объектах недвижимости, которые используются для временного проживания ВПЛ. Это, надеемся, даст возможность правильно выбирать место жительства для каждого лица индивидуально. А доноры и международные организации смогут выбирать объект для ремонта, модернизации и приведения в надлежащее состояние, пригодное для проживания. Вместе с тем учет государственной собственности станет прозрачнее.
А задача для правительства на ближайшее время по обеспечению жильем ВПЛ — найти места для временного проживания и оборудовать их надлежащим образом, причем это временное жилье должно служить людям до момента получения ими компенсации в виде квартиры или денег на ремонт уничтоженного или поврежденного дома. Потому что еще неизвестно, когда эта компенсация будет.