Откуда государству брать деньги во время войны?
Откуда государству брать деньги во время войны?

Откуда государству брать деньги во время войны?

Откуда государству брать деньги во время войны?

Война продолжается. Международные лидеры объявляют о поддержке Украины с больших сцен, но за закрытыми дверями идет борьба за каждый голос в пользу выделения финансирования. Объем поддержки уменьшается, риск ее дальнейшего сокращения с каждым днем становится более ощутимым. Одобрение 56-го пакета помощи Конгрессом США откладывали месяцами. Для Украины шестимесячное ожидание стоило слишком дорого. С учетом этого и размера дефицита государственного бюджета Украины, а это свыше 400 млрд грн, правительству придется прибегать к непопулярным шагам. Рассмотрим подробнее некоторые возможные источники финансирования для покрытия дефицита бюджета во время войны.

Быстрые изменения: три вероятных источника наполнения государственного бюджета

  1. Эмиссия денежных единиц. Вариант эмиссии, или печати денежных единиц, может показаться привлекательным из-за его скорости и доступности. Но этот подход неизбежно приведет к девальвации национальной валюты и обесценению доходов граждан и бизнеса. Украина в 2023 году избежала использования этого метода, осознавая его негативные последствия.
  2. Увеличение налогов. Повышение налоговой нагрузки может стать временным решением для обеспечения бюджета дополнительными ресурсами. В краткосрочной перспективе такой подход поможет обеспечить наполнение бюджета. Вместе с тем надо помнить, что это несет риски увеличения теневого сектора экономики и также негативно сказывается на условиях ведения бизнеса.
  3. Внутренние государственные займы. Обращение к внутренним государственным займам является одним из способов дополнительного финансирования. Украина сейчас использует этот метод на ограниченном уровне, приблизительно 4% от общих потребностей страны. Это указывает на потенциал для расширения этого источника финансирования. Важно обеспечить прозрачность и эффективное использование этих ресурсов.

Что может помочь в долгую?

В средне- и долгосрочной перспективе дефицит государственного бюджета должен финансироваться путем увеличения доходов (за счет создания новых бизнесов и новых рабочих мест) и снижения теневого сектора экономики. Министерство экономики Украины запустило разные программы поддержки бизнеса, способствующие повышению предпринимательской активности. При этом объемы схем уклонения и избежания налогообложения, по оценкам Института социально-экономических трансформаций, составляют около 460–700 млрд грн в год. Реализация этой возможности требует реального реформирования системы администрирования доходов, прозрачной работы таможни и борьбы с коррупцией.

Кроме того, доходы от замороженных активов страны-агрессора и сами активы также должны быть источником финансирования дефицита государственного бюджета Украины. Но в этом случае мы зависим от решений международных партнеров.

Правительство Украины планирует реформирование налоговой системы, включая повышение акцизов и налоговой нагрузки на отдельные товары, такие как топливо, алкоголь и табак. Меры нацелены на увеличение доходов бюджета и обеспечение финансовой стабильности в условиях войны. План потенциальных изменений зафиксирован в Национальной стратегии доходов до 2030 года, одобренной Кабмином 27 декабря 2023 года.

Военный сбор для ФЛП: быть или не быть?

Не исключается вероятность введения военного сбора для ФЛП. Сейчас военный сбор составляет 1,5%. Физические лица-предприниматели его не платят. Вместе с тем правительство разрабатывает законопроект о введении обязательной уплаты военного сбора плательщиками единого налога. Хотя такое новшество в отношении частных предпринимателей (ФЛП) противоречит самой концепции упрощенной системы налогообложения, предусматривающей минимальные налоги и отчетность, в условиях военного положения это потенциальный сценарий развития событий.

Реформирование упрощенной системы налогообложения — вопрос чувствительный. Микро- и малый бизнес — это основа предпринимательства и экономической устойчивости страны. В Украине зарегистрировано более двух миллионов ФЛП. Только за последние 12 месяцев — с 1 февраля 2023-го по 1 февраля 2024-го, украинцы создали рекордное количество ФЛП за последнее десятилетие — около 315 тысяч.

Система налогообложения ФЛП простая и понятная. Физические лица-предприниматели платят с своих доходов единый налог, ЕСВ (в период военного положения и 12 месяцев после его завершения уплата ЕСВ добровольная при условии, что стаж за этот период не будет начислен при неуплате) и НДС в случае, если плательщик единого налога находится на общей системе налогообложения.

При этом существует проблема с использованием этого статуса крупным бизнесом для налоговой оптимизации. И в этом направлении правительство определило такие шаги, как реформирование применения упрощенной системы налогообложения путем исключения юридических лиц, внедрение предохранителей для уменьшения злоупотреблений, повышение порога регистрации плательщиков НДС и увеличение эффективных ставок налогов до уровня общего режима.

Решение проблемы дефицита бюджета и усовершенствование налоговой системы требует стратегических решений. Указанные пути, такие как эмиссия денежных единиц, повышение налогов и внутренние государственные займы, — quick wins, но у них есть потенциальные недостатки, среди которых девальвация валюты и увеличение теневого сектора экономики. Стабильное финансирование дефицита бюджета должно быть направлено на увеличение доходов путем развития бизнеса и создания рабочих мест.

Источник материала
loader
loader