Подражают нацистам.
Путь возвращения похищенных военными преступниками произведений искусства драматичен и тернист.
В 2020 году в Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко презентовали картину французского художника Пьера Луи Гудро "Влюбленные или Блудный сын с проституткой".
Ее похитили из запасников музея и вывезли нацисты еще при оккупации Киева в 1943 году.
Как рассказывали в музее, после войны картина появилась на антикварном рынке, а в 1953 году она очутилась в частной коллекции в США.
Спустя 60 лет "Влюбленных" выставили на торги.
Но по требованию владельцев музея Ханенко продажу картины остановили.
Впоследствии, в 2019-м, правительство США заявило о готовности вернуть картину в Украину.
Наверное, все военные преступники похожи друг на друга.
В июле 2022 года Мариупольский горсовет сообщил в соцсетях, что российские оккупанты "освободили" музеи от экспонатов.
"Краеведческий и Художественный музеи остались без своих коллекций, которые являются культурным наследием города и региона.
А сами учреждения уничтожили.
Российские варвары украли оригиналы картин Куинджи и Айвазовского, уникальные иконы и исторические экспонаты.
Так же более 75 лет назад действовали нацисты.
Грабили музеи и вывозили к себе.
Рашисты уверенно повторяют их путь, но уже под другим флагом.
Они вернули в наш дом "никогда снова".
Военных преступников ждет наказание.
Мы все вернем в украинский Мариуполь", - говорилось в сообщении.
В Министерстве культуры и информационной политики отмечают, что все преступления против украинского культурного наследия должны быть зафиксированы.
"Алгоритмы для этого были и до войны, но они были достаточно длительными.
Сегодня фиксация происходит быстрее, Правительство упростило процедуры.
В то же время нам важно синхронизировать наши стандарты с международными, чтобы объективно и аргументированно претендовать на принятие судебных решений о возвращении государством-агрессором похищенных артефактов или о возмещении ущерба.
Для этого МКИП привлекает специалистов из ЮНЕСКО и ICCROM»,- заявил временно исполняющий обязанности министра культуры и информационной политики Ростислав Карандеев во время международной научной конференции "Культурные ценности и общественные практики в период российско-украинской войны".
В свою очередь Генпрокуратура констатирует, что только с начала полномасштабного вторжения враг повредил или разрушил более 1060 объектов культурного наследия, 40 украинских музеев разграблены, а десятки тысяч культурных ценностей похищены.
"С 2014 года Россия целенаправленно пытается стереть украинскую идентичность: грабит и разрушает культурное наследие, похищает и русифицирует наших детей, пытает и убивает каждого, кто идентифицирует себя как украинец.
Расследование этих преступлений и привлечение виновных к ответственности - среди приоритетов работы Офиса Генпрокурора.
Сейчас осуществляется более 78 расследований по военным преступлениям против культурного наследия.
Идет тесное сотрудничество с международными механизмами правосудия и странами-партнерами, в том числе с целью розыска и возвращения объектов культурного наследия",- отметил во время выступления на слушаниях Комитета по вопросам культуры, науки, образования и СМИ Парламентской ассамблеи Совета Европы генпрокурор Андрей Костин.
"Укрытия" для экспонатов.
Искусствоведы подсчитали, что, начиная с 2014 года до 2022-го, было потеряно около 1 млн 100 тыс.
предметов музейного фонда, и теперь, с начала полномасштабного вторжения, наши музеи ограблены еще почти на 700 тыс.
В общей сложности - до 2 млн предметов составляют потери музеев Украины.
А это - пятая часть от всего 10-миллионного фонда.
Поэтому Украина вместе с международными партнерами должны сделать беспрецедентный юридический ход, чтобы вернуть артефакты, которые Россия украла и даже часть из них узаконила - они появляются в официальных каталогах оккупантов.
"Эта тема сложна.
Все, что Россия выставляет в своих музейных фондах, все, что она у нас украла, закрепляется у них на законодательном уровне – вносится в музейный фонд Российской Федерации.
По формальным, но, по сути, преступным признакам, – это их государственная собственность.
Как мы будем строить доказательную базу, чтобы доказать, что это были наши ценности, как мы будем это подтверждать, какие акты мы должны принять у себя, чтобы вместе с международными правовыми актами это стало реальной доказательной базой в судах, - пока неясно.
Мы столкнулись с очень сложным процессом, потому что попали в беспрецедентную ситуацию.
Такое ни одна страна не проходила.
Будем придумывать какой-то уникальный юридический ход вместе с международными партнерами", - отметила директор Департамента культурного наследия МКИП Марьяна Томин в интервью Укринформу.
Сейчас еще невозможно точно рассчитать музейные потери на оккупированных территориях.
Но специалисты предполагают, что часть коллекций украинских музеев, находящихся под российской оккупацией, потеряна навсегда.
Вместе с тем в министерстве считают, что, учитывая предыдущий опыт, в каждом музее должны быть четкие и действенные инструкции по упаковке культурных ценностей и их эвакуации, а для сохранения ценностей должны быть созданы специально оборудованные здания - депозитарии.
"Вопрос депозитариев для сохранения музейных предметов, эвакуированных из восточных областей и центральных регионов, так же актуален, как и построение укрытий для людей.
Именно поэтому мы планируем запустить правительственную программу, направленную на их создание.
Пока еще не определились, сколько будет пилотных" проектов, может быть, два, а может, и больше.
Думаю, что скоро мы начнем строительство мощных подземных презентационных центров, которые будут хранить украинские коллекции, а также реставрировать предметы, музеефицировать их и восстанавливать", - сказала Марьяна Томин.
Недавно во время встречи в МКИП с представителями итальянской организации "Renovua" по инвестициям в сферу культуры также шла речь о том, что украинские музеи испытывают большой дефицит фонда хранилищ, мест для хранения артефактов.
Поэтому для Украины важно построить крупные мощные депозитарии с условиями хранения даже на случай прямой бомбардировки.
Они должны быть глубоко под землей.
В то же время такие хранилища можно построить в уже существующих музеях и заповедниках.
Для этого будут привлечены международные партнеры.
Галина Гирак.