В Украине на третий год борьбы с российской агрессией ухудшается ситуация на рынке труда — работодатели говорят о безумном дефиците кадров. Между тем, часть свободных и готовых работать специалистов не соглашается на официальное трудоустройство, тогда как сами работодатели требуют от будущих сотрудников отсрочки или справки о непригодности. Что происходит и усилится ли кризис в течение второго полугодия 2024 года.
Кризис на рынке труда Украины усиливается, и чем дальше, тем больше работодателей говорит о невозможности полноценной деятельности в условиях, когда рабочих рук просто нет. "При текущих подходах к бронированию заводы "Интерпайпа" рискуют остановиться из-за отсутствия рабочих рук. Уже сейчас дефицит персонала составляет 12%, а на некоторых участках и 25%. Более 10% рабочих мобилизованы (в том числе более 20% от количества мужчин до 60 лет), часть людей уехала безвозвратно, остальные — следствие естественной текучести персонала, которая была и до войны. По закону мы можем забронировать не более 50% от численности действующего персонала, остальное потенциально должны "отдать" фронту", — рассказал недавно в интервью GMK Виталий Пахомов, директор по персоналу компании "Интерпайп". Фокус выяснил, что происходит на рынке труда Украины, кому сегодня предоставляют бронирование и почему работодатели часто вынуждены брать новых сотрудников в штат без официального оформления или на условиях сотрудничества с ФЛП.
Людей нет. Что говорят эксперты о причинах кризиса на рынке труда
По данным Work.ua, в мае на портале разместили 113 тысяч вакансий. Дисбаланс на рынке труда становится все более ощутимым: количество предложений работы растет, а конкуренция за рабочее место — на низком уровне. Специалисты говорят — иногда на вакансию компании есть вообще только один кандидат.
"Причина нехватки рабочей силы очевидна — это война, которая вызывает перемещение населения из регионов активных боевых действий в центральные и западные области, продолжение эмиграции и, конечно, мобилизация", — говорит в комментарии Фокусу Доминика Иванова-Бекар, HR эксперт, владелица HR агентства.
Кроме миграции и мобилизации, у дефицита на рынке есть и еще одна причина — те, кто уже трудоустроен, крайне неохотно меняют место работы. Более того — потенциальные кандидаты чаще отказывают, чем соглашаются, когда к ним обращаются рекрутеры.
"В среднем 83% людей не нацелены на смену работы. Это связано с тем, что ситуация — достаточно нестабильная, очень много стресса вокруг. Война, мобилизация, потому что, даже если мы говорим о женщинах, понятно, что у многих есть отец, брат, муж. И все равно есть этот стресс, поэтому очень многие люди не нацелены сейчас на смену работы, часто они считают, что если уж есть работа, лучше пусть этот островок стабильности остается у человека", — пояснил Игорь Буркица, исполнительный директор компании Talent4U.
Другую причину кризиса на рынке труда называет Наталья Слинько, владелица консалтингового агентства TalentMatch. По ее мнению, на ситуацию с дефицитом кадров серьезно влияет то, что компании пытаются выжить и не могут поставить более-менее конкурентный уровень заработной платы. "Все ограничены в своих бюджетах для того, чтобы можно было, в принципе, удержаться на плаву. А кандидаты, имея предложения на рынке, выбирают тех, которые дают большую заработную плату. Но средний и малый бизнес вообще не может себе ничего позволить", — отмечает эксперт.
Работодателям нужны мужчины с отсрочкой, а мужчинам — бронь. Как усиливается дисбаланс на рынке труда
Отдельная кризисная ситуация на рынке труда связана с подбором на открытые вакансии специалистов-мужчин. Специалисты говорят: не редкость, когда работодатели ставят таким специалистам условие — принести справку об отсрочке или непригодности. Именно такие документы могут гарантировать мужчине удачное трудоустройство, но просто ли найти таких кандидатов?
Работодатели, стремящиеся обезопасить себя от потери сотрудника, ищут мужчин с отсрочкой или справкой о непригодности
На рынке очень мало свободных специалистов с отсрочкой, говорит Юрий Гороховский, генеральный директор ESCADRA Recruitment Agency. "Нет у них отсрочки, мало у кого она есть. Да, некоторые работодатели пытаются искать таких кандидатов, с кем было бы долгосрочное сотрудничество на годы. Но чаще в таких случаях ориентируются на кандидатов-женщин. Ведь тогда не придется выяснять, что вообще у кандидата с военными документами и обновлял ли он данные", — рассказал Юрий Гороховский. Он добавляет: остро стоит вопрос трудоустройства мужчин, ведь именно они не хотят оформляться официально, а не все компании соглашаются на теневое сотрудничество (зарплату в конверте).
Доминика Иванова-Бекар отмечает: мужчины не стремятся трудоустраиваться в компании, которые работают официально, но не предоставляют бронирование . "Не секрет, что часть бизнеса работает в серую, так вот — сейчас мы фиксируем увеличение случаев, когда фактические трудовые отношения просто не оформляются официально, более того, из штата выводят работников-военнообязанных, которые фактически продолжают работать в компании, но официально уже не являются ее сотрудниками", — рассказала эксперт.
В итоге, с одной стороны, работодатели, стремящиеся обезопасить себя от потери сотрудника, ищут мужчин с отсрочкой или справкой о непригодности, а с другой — сами соискатели-мужчины стремятся трудоустроиться или неофициально, что не подходит крупным работодателям, или на должности с гарантированным бронированием. Однако, говорят эксперты, с бронированием все очень непросто, ведь его доля на рынке труда среди открытых вакансий — менее 5%.
По данным Work.ua, по состоянию на 10 июня на портале размещено 3,5 тыс вакансий с бронированием, это — очень мало, говорят специалисты. "На фоне рынка это мизер. Мало компаний могут гарантировать бронирование. Это могут быть страховые компании, могут быть производители дронов, определенные государственные предприятия, в общем какие-то крупные компании. Но для малого и среднего бизнеса это объективно почти нереальный вопрос", — говорит Игорь Буркица.
С таким выводом соглашается Игорь Гороховский. "Если не ВПК, то мало кто дает бронь. Менеджерам или маркетологам не дадут точно. Ходят сказки, что "где-то есть бронирование", — отметил Юрий Гороховский.
Искать женщин, соглашаться на дистанционку. Как работодателям спасти компании от нехватки рабочих рук
Чтобы не рисковать потерей специалиста вследствие его мобилизации, многие предприятия уже целенаправленно привлекают женщин даже к так называемым традиционно мужским специальностям. Однако, говорят опрошенные Фокусом специалисты, о гендерном перекосе на рынке труда речь пока не идет.
"Относительно гендерного перекоса — на мой взгляд, этот вопрос пока не стоит остро, потому что много женщин трудоспособного возраста уехало вместе с детьми за границу и пока не собираются возвращаться, во вторых — не все компании, морально готовы перенастраивать свои бизнес процессы, менять стандарты для того чтобы женщины смогли заменить мужчин в традиционно "мужских" профессиях. И есть специфика отрасли, например, уже есть успешные кейсы, когда крупные ритейлеры внедряют программы обучения женщин на водителей крупногабаритного транспорта, но строительная отрасль переживает сейчас очень тяжелые времена, там мужчин заменить некем", — рассуждает Доминика Иванова-Бекар.
Специалисты отмечают, что бизнесу помогло бы решить кадровый вопрос экономическое бронирование, но сейчас от идеи платы за забронированных мужчин во власти отказались. "Экономическое бронирование было бы очень мощным стимулом: и улучшило бы поступления в госбюджет, и компании имели бы возможность планировать деятельность", — считает Юрий Гороховский.
В итоге для работодателей Украины остается мало места для маневра в поиске рабочих рук. По мнению Игоря Буркицы, компании должны рассматривать чаще кандидатов в возрасте 40-50+, то есть тех, кто хочет работать и на кого до войны работодатели не обращали внимания, ведь стремились "дать дорогу молодежи".
"Поэтому мы за последние месяц или два устроили нескольких кандидатов именно в такой категории, и очень довольны наши заказчики. И там очень высокий уровень ответственности и, на самом деле, большое желание работать", — говорит эксперт. Кроме того, отмечает Игорь Буркица, нужно расширять программы трудоустройства для ветеранов — тех, кто уже завершил службу в Вооруженных Силах. А также переключать некоторые процессы в компаниях на искусственный интеллект.
Мужчины-соискатели стремятся найти либо неофициальное трудоустройство, либо работу с гарантированным бронированием от мобилизации
Важно, что для закрытия вакансий компаниям и предприятиям придется в ближайшее время не только соглашаться на формат работы со специалистами через "зарплату в конверте" или ФЛП, но и на полностью дистанционную или гибридную форму (1-2 дня в офисе, остальное время — работа дома).
А вот конкуренцию за счет повышения зарплаты специалисты пока не считают действенным решением, чтобы привлечь нужного специалиста. Особенно это касается мужчин.
"Заработные платы не могут быть настолько высокими, чтобы можно были ими конкурировать. Не влияет сегодня заработная плата. Если парень не хочет быть мобилизованным, не идет в ТЦК на обновление документов и не готов предоставлять эти военные документы, никакая заработная плата не заставит его выйти на работу. Его заставит на работу выйти только, если его забронируют, тогда он может пойти и на снижение заработной платы", — считает Наталья Слинько.