Для успешного продолжения сотрудничества с МВФ и получения очередных траншей кредитных средств от Фонда Украина до конца года еще должна реализовать ряд важных реформ.
На третьем году полномасштабной войны Украина продолжает успешно соблюдать своиобязательства перед Международным валютным фондом, которые были установлены в марте 2023 года. Эти обязательства включают выполнение четырехлетней программы расширенного финансирования на общую сумму 15,6 миллиарда долларов. Об этом говорится в материале издания "РБК-Украина".
Так, миссия МВФ, проводившая работу в Варшаве с 27 по 31 мая 2024 года относительно четвертого пересмотра программы сотрудничества с Украиной, завершила свою деятельность успешно. Представители МВФ и украинские власти достигли соглашения на уровне персонала. Оно должно быть утверждено Советом директоров МВФ, который рассмотрит его в ближайшие недели. После одобрения Украина получит доступ к финансированию на сумму около 2,2 миллиардов долларов (в эквиваленте).
Что еще предстоит сделать Украине до конца 2024 года
Для продолжения успешного сотрудничества с МВФ и дальнейшего получения кредитных средств до конца года, Украина должна реализовать ряд значимых реформ.
Концепция развития государственной программы "Доступные кредиты 5-7-9%" должна была быть разработана украинским правительством еще до конца марта. В предложениях обсуждалось направление программы на поддержку малых и средних предприятий, постепенное уменьшение участия крупных компаний, улучшение мониторинга и внедрение эффективных защитных механизмов.
К концу июня планируется принятие нового закона о Бюро экономической безопасности, в котором будет четко определен мандат и объем следственных полномочий, с основным акцентом на борьбу с экономическими преступлениями. Также будет разработана правовая база для функционирования БЭБ, включая процедуры отбора руководства и персонала. Важно отметить, что закон должен учитывать различия между полномочиями БЭБ и Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ).
Также конец июня является крайним сроком для определения объема задолженности и оценки финансового состояния Теплокоммунэнерго с использованием камеральной проверки, проводимой авторитетной аудиторской компанией. Особое внимание уделяется разграничению задолженности на период до февраля 2022 года и после него.
Конец июля является сроком, к которому Украина должна подготовить оценку эффективности налоговых льгот, включая их стоимость для бюджета. Это необходимо для разработки единого подхода к реформированию налоговой системы.
Кроме того, к концу июля также планируется принятие закона о формировании нового суда, специализирующегося на рассмотрении административных дел, связанных с деятельностью национальных государственных органов, таких как Национальный банк Украины, Национальное антикоррупционное бюро и Национальное агентство по предотвращению коррупции. Судьи этого суда будут отобраны на основе строгой проверки их профессиональных навыков и моральных качеств.
К концу сентября правительство планирует определить крупнейшие государственные предприятия, которые серьезно пострадали от последствий войны, и подготовить анализ потенциальных бюджетных затрат в этой связи.
До конца сентября Украина планирует завершить внешний аудит эффективности работы Национального антикоррупционного бюро с участием трех независимых экспертов с международным опытом. После завершения аудита планируется публикация отчета по его результатам.
К концу октября планируется проведение диагностического осмотра предвоенных политик и практик по среднесрочному бюджетному планированию при поддержке технической помощи от МВФ.
С конца августа до конца октября правительству поручено разработать политику управления государственной собственностью на государственных предприятиях, а также выработать политику по выплате дивидендов и стратегию приватизации.
Также необходимо до конца декабря разработать правительственное постановление с планом действий и графиком выполнения. Этот документ будет обеспечивать ясную координацию между среднесрочным бюджетным планированием и капитальными расходами, в том числе определять приоритеты восстановления.
До конца декабря правительство должно подготовить механизм оздоровления банков в консультациях с Фондом гарантирования и МВФ.
Также МВФ настаивает, чтобы в течение всего периода действия программы EFF все системные банки с мажоритарной долей государственной собственности оставались в сфере ответственности Минфина, а любые несистемные банки, которые перейдут в собственность государства, не были капитализированы за счет бюджетных средств, а передавались Фонду гарантирования.