Фамилии украинских детей, похищенных и вывезенные в Россию в первые месяцы вторжения, стали появляться на российских сайтах для усыновления.
Как выяснили журналисты Financial Times, которые провели расследование, как минимум в одном случае оккупанты изменили ребенку имя и дату рождения.
Выяснить правду журналистам помогли инструменты распознавания изображений и публичные записи, а также интервью с украинскими чиновниками и родственниками детей.
Издание FT нашло и идентифицировало четырех украинских детей на связанном с российским правительством вебсайте по усыновлению. Один ребенок отдается на усыновление с новым именем и возрастом – данные отличаются от документов, выданных украинским правительством.
Другой ребенок показан с русской версией своего украинского имени. При этом об украинском происхождении ни одного из детей не упоминается.
"Дети были похищены из государственных интернатов и разлучены со своими опекунами и родственниками в городах южных и восточных областей Украины, которые попали под контроль российской оккупационной армии в 2022 году. Возраст детей – от восьми до 15 лет. Дети, которых разыскала FT и чьи личности подтвердили украинские власти и семьи, оказались в Тульской области и в Оренбургской области вблизи границы с Казахстаном. Одного из детей вывезли в оккупированный Крым. Семнадцать других совпадений, обнаруженных FT на сайте по усыновлению, были подтверждены как украинские дети в недавнем расследовании New York Times, и все они – из детского дома в Херсоне", – говорится в материале.
Отмечается, что ранее Международный уголовный суд выдал ордера на арест президента России Владимира Путина и Уполномоченного по правам ребенка Марии Львовой-Беловой, заявив, что они несут уголовную ответственность за военное преступление – незаконную депортацию украинских детей.
Кремль не ответил на просьбу прокомментировать выводы FT. Ранее он отрицал ордера, отрицал похищение детей и пытался оправдать свои действия, утверждая, что это было сделано для их защиты, несмотря на многочисленные доказательства обратного.
По оценкам украинских властей, почти 20 000 детей были принудительно вывезены с оккупированных территорий в Россию с начала ее полномасштабного вторжения в феврале 2022 года. Тысячи детей до сих пор считаются пропавшими без вести.
Родители и родственники четырех детей, которых удалось разыскать FT, отказались подробно рассказывать об их ситуации, ссылаясь на опасения, что Москва может помешать их возвращению домой. Но другие семьи, чьи дети были насильно вывезены в Россию и которых впоследствии удалось вернуть в Украину, рассказали об ужасном опыте, который они пережили во время пребывания в этой стране.
Во время удержания в России, украинских детей заставляли смотреть кремлевскую пропаганду и цитировать ее, не позволяли связываться с родственниками и заставляли принимать российские документы. Многие рассказывали о словесных и физических издевательствах со стороны российских детей и некоторых воспитателей.
Украинские чиновники поделились с FT российскими правительственными документами, которые свидетельствуют о том, что Кремль накануне вторжения разработал планы принудительной депортации украинских детей в Россию в рамках так называемого процесса "фильтрации".
"У них была хорошо спланированная политика геноцида по отношению к нам. Они совершили преступление, они похищали детей в больших количествах", – сказала советник и уполномоченный президента Украины по правам ребенка Дарья Герасимчук.
Напомним, мариуполец и отец троих детей Евгений Межевой пережил бомбардировку, фильтрацию, разлуку с детьми и возвращение их в Украину