Раздел Глобального Юга, роль ультиматума Путина и количественный шаг назад – оценка Саммита мира от экспертов ICG
Раздел Глобального Юга, роль ультиматума Путина и количественный шаг назад – оценка Саммита мира от экспертов ICG

Раздел Глобального Юга, роль ультиматума Путина и количественный шаг назад – оценка Саммита мира от экспертов ICG

Раздел Глобального Юга, роль ультиматума Путина и количественный шаг назад – оценка Саммита мира от экспертов ICG

Саммит напоминал «западную эхокамеру»

Эксперты International Crisis Group (ICG) 17 июня подвели итоги Саммита мира в Швейцарии 15-16 июня. По их мнению, на Саммите были как положительные, так и тревожные сигналы. Среди последних – раздел Глобального Юга не в пользу Украины, в котором не последнюю роль сыграл ультиматум российского диктатора Владимира Путина, который тот выдвинул накануне Саммита.

По мнению заместителя директора программы «Европа и Центральная Азия» ICG Алиссы де Карбонель, важно оценивать первый Саммит мира в контексте других международных событий по Украине – состоялась встреча G7, на которой лидеры договорились о предоставлении кредита в размере 50 миллиардов долларов за счет замороженных российских активов, были подписаны двусторонние соглашения о безопасности с Японией и США, а Штаты расширили санкции, чтобы закрыть для России лазейки.

Западная эхокамера

«Все эти вещи стали хорошим импульсом на прошлой неделе, предшествовавшей так называемому саммиту «Саммита о мире, а не о войне». Я думаю, если мы посмотрим на саммит, то, несмотря на название, он не являлся попыткой обсудить вопрос мира, чтобы дать толчок мирному процессу, чтобы констатировать очевидное. Речь шла о том, чтобы мобилизовать мировое общественное мнение в поддержку ключевых частей украинской мирной формулы… Я думаю, что этого не следует скрывать. Список участников был не таким длинным и не столь высокого уровня, как хотелось бы [президенту Украины Владимиру] Зеленскому», – сказала де Карбонель.

Она напомнила, что перед Саммитом Зеленский сетовал на то, что президент США не будет присутствовать лично. Ему удалось в последнюю минуту привлечь Саудовскую Аравию к участию на уровне министра иностранных дел, но только поехав в страну на личную встречу.

«Поэтому в этом смысле результат неоднозначен. Я думаю, вы знаете, что это правда, что это была немного западная эхокамера, и он не смог показать изоляцию России так, как ему хотелось», – отметила эксперт.

Явка Глобального Юга

«Я думаю, первое, что нужно сказать, это то, что многие страны так называемого Глобального Юга просто не явились. Там было около 40 стран из Азии, Латинской Америки и Африки, но Швейцария разослала всего 70 приглашений этим странам. И теперь украинцы говорят, что это потому, что Россия и Китай давили на страны, особенно, я думаю, в Азии, чтобы они не прибыли. Но я читал, что для многих стран это не так. Возможно, это просто не было большим приоритетом, и я думаю, что это тревожный знак», – сказал эксперт ICG по ООН Ричард Гоуэн.

Он разделил страны Глобального Юга, которые были представлены на Саммите, на две группы:

  • большая группа из около 30 стран, достаточно последовательно поддерживающих Украину, а также имеющих связи с США в сфере безопасности торговли, как, например, Кения или Либерия.
  • группа из около 12 стран, которые продемонстрировали скептическое отношение к процессу – Индия, Бразилия, Индонезия, Мексика.

По словам Гоуэна, вторая группа стран «много говорила о необходимости диалога» с Россией и они не подписали итогового коммюнике.

«Индийцы присоединились очень поздно, саудовцы – в последнюю минуту, но на самом деле, даже появившись, они несколько усложнили процесс, поскольку показали, что они не полностью поддерживают западную программу, когда речь идет о мире для Украины», – считает эксперт.

Путь назад количественно и путь вперед качественно

По мнению старшего аналитика ICG по вопросам Украины Саймона Шлегеля, Саммит мира показал, что в будущем Украине нужно будет «приложить гораздо больше усилий».

«Конечно, с точки зрения цифр, это немного разочаровывает, потому что только 80 стран [78 после исчезновения подписей Ирака и Иордании] по сравнению с более чем 140 странами, подписавшими резолюцию ООН в начале [российского] вторжения, также требующей территориальной целостности Украины. Но это коммюнике идет немного дальше, чем те резолюции ООН, на которые оно ссылается, кстати… Это другой, более конкретный документ, чем резолюция ООН, и поэтому шаг назад с точки зрения цифр, но, возможно, шаг вперед с точки зрения формулировок», – сказал Шлегель.

Роль ультиматума Путина

Старший аналитик ICG по России Олег Игнатов считает, что ультиматум Путина накануне Саммита мира был «очень взвешенным сообщением».

«Прежде всего, я думаю, что это был сигнал Глобальному Югу, что Путин действительно считает, что они менее заинтересованы в территориальной целостности Украины, чем в скорейшем окончании войны. Он считает, что они не заинтересованы в членстве Украины в НАТО и не делают больших ставок на Европу и безопасность. Во-вторых, я думаю, что Путин подает сигналы более широкой западной аудитории. Он говорит, что цели России в этой войне ограничены, что Россия не планирует покончить с существованием Украины как суверенного государства, что Россия не планирует захватывать страны НАТО. По его словам, Россия не планирует оккупировать всю Украину, и даже не намерена. И третье, что, по моему мнению, он говорит, что следующее предложение, и он был очень откровенен по этому поводу, что следующее предложение будет еще хуже», – сказал Игнатов.

По мнению эксперта, Путин уверен, что Украина не может выиграть войну на истощение. Игнатов видит в выдвинутом ультиматуме также сигнал для российской аудитории.

«Путин все еще убеждает российских граждан, что его цели в этой войне реалистичны с точки зрения интересов безопасности, как он понимает, то есть интересов безопасности России, что он готов закончить войну, но проблема опять же с Западом и Украиной. И в этом смысле, конечно, это очень удобный сигнал для российского общества. Если вы посмотрите на опросы, россияне устали от этой войны, но в то же время они не хотят, чтобы Россия проиграла. И в этой ситуации внутри страны Путин может продолжать обвинять Запад и Украину в том, что они не желают мира», – сказал эксперт.

Напомним, первый саммит по миру в Украине, который состоялся в швейцарском курортном Бюргенштоке, на Банковой назвали «историческим событием» и «главным дипломатическим событием года». Смог ли этот мирный саммит если не вернуть нам мир, то хотя бы приблизить окончание войны России против Украины? Итоги этого форума, а также мотивы его инициаторов, участников и проигнорировавших международную встречу в Бюргенштоке анализирует редактор международного отдела ZN.UA Татьяна Силина в статье «Саммит мира в Швейцарии: первая репетиция. Есть ли у Украины время на продолжение?»

Источник материала
Поделиться сюжетом