Россия ищет в Китае станки, используя теневые сети покупателей, поскольку Кремль пытается получить жизненно важное оборудование для увеличения производства вооружений. Выявленная исследователями тайная стратегия Москвы по получению высокоточного оборудования является попыткой обойти все более жесткие западные санкции и экспортный контроль, призванных приостановить военное производство, отмечает Financial Times.
Центр передовых исследований в области обороны (C4ADS), вашингтонский аналитический центр, который обнаружил теневую торговлю, заявил, что сложные схемы поставок свидетельствуют о том, что заявления Москвы о том, что высокоточные инструменты производятся в России, вероятно, "преувеличены". Аллен Маггард, аналитик C4ADS, который подготовил отчет о станках, сказал, что российские производители вооружений "пытаются расширить свои производственные мощности, используя все, что они могут получить".
Одна из закупочных сетей, обнаруженная C4ADS и подтвержденная Financial Times, базируется вокруг московской компании "АМГ", российского военного поставщика, на которого США наложили санкции в прошлом году. Публичные документы свидетельствуют, что "АМГ" заключила контракты на приобретение станков для компании "Комета", разрабатывающей системы вооружений для России, в том числе системы противоракетной обороны, реактивное оружие и ракетные системы согласно санкционным спискам.
После вторжения России в Украину в 2022 году "АМГ" увеличила импорт станков с числовым программным управлением (ЧПУ), изготовленных Tsugami, японским производителем станков высокого класса, базирующимся в Токио. Станки с ЧПУ имеют важное значение для оборонной промышленности, поскольку они позволяют автоматизировать высокоточную, высокоскоростную манипуляцию и фрезерование металла.
В 2023 году российская компания закупила технику Tsugami на сумму до 50 миллионов долларов через двух теневых посредников.
Первый — компания Amegino, находящаяся под санкциями США и базирующаяся в ОАЭ. Сайт компании изначально размещался на серверах в России, владельцем является Андрей Миронов. Второй — ELE Technology, представляющая себя как "подразделение Grey Machinery Company", дистрибьютора станков из США, но на самом деле ELE Technology базируется в китайском Шэньчжэне.
"Мы видим, что в Россию импортируются станки, которым уже десятки лет. Это свидетельствует о несоблюдении требований на рынке подержанных станков, не говоря уже о том, что производители вряд ли заботятся о том, куда попадает их продукция после продажи", — говорит Маггард.
Компании Amegino и ELE Technology играют разные роли в российских закупках. Amegino является брокером, который поручает китайским поставщикам, таким как ELE, отправлять товары в Россию из Китая. Эти две компании работали вместе: документы, полученные C4ADS, свидетельствуют, что Amegino организовала для ELE отправку товаров на сумму 2,7 млн долларов в Россию в начале 2023 года.
Кроме того, таможенные записи показывают, что другая российская компания, "ЮМИК", приобрела станки и детали на сумму 2,9 млн долларов, изготовленные в таких странах, как Израиль, Япония, Корея, Германия, Швеция и Швейцария. Во всех случаях оборудование было отправлено из Китая и куплено в юанях через базирующихся в Китае торговых партнеров.
Больше о параллельном импорте и обходе санкций Россией пишетАлександр Леменов в статье "Как РФ обходит санкции для производства высокотехнологичного оружия".