С 20 июня в кинотеатрах можно посмотреть новый фильм ужасов «Экзорцизм» с Расселом Кроу в главных ролях. Основные съемки завершились еще в 2019 году, но впоследствии создателям понадобились дополнительные, которые, впрочем, пришлось перенести из-за пандемии коронавируса. В итоге производство ленты растянулось вплоть до января 2024-го. Но наконец «Экзорцизм» добирается до больших экранов, и мы уже готовы поделиться впечатлениями от нового сюжета о враждебно настроенной потусторонней нечисти.
Плюсы:
небезосновательная попытка режиссера Джошуа Джона Миллера в метанаративное кино; хорошая сцена с участием Сэма Уортингтона; актерская игра Рассела Кроу;
Минусы:
фильм не работает ни на одном из заданных уровней: метанарративном, жанровом, метафорическом и т.д;
«Экзорцизм» / The Exorcism
Жанр фильм ужасов о сверхъестественном
Режиссёр Джошуа Джон Миллер
В ролях Рассел Кроу, Сэм Уортингтон, Райан Симпкинс, Хлоя Бейли, Дэвид Хайд Пирс, Марсена Линетт, Трейси Боннер, Саманта Матис, Эдриан Пасдар, Адам Голдберг
Премьера кинотеатры
Год выпуска 2024
Сайт IMDb
У актера Энтони Миллера были трудные времена. Пока его жена мучительно умирала от тяжелой болезни, он полностью посвящал себя выпивке и наркотикам. Именно поэтому у него сложились, мягко говоря, натянутые отношения с дочерью Ли, а карьера оставляла желать лучшего. Впрочем, многострадальный вдовец получает шанс если не на искупление, то хотя бы на реабилитацию в глазах окружающих и, в частности, Ли.
Сейчас Энтони держится подальше от бутылки, пытается наладить отношения с дочерью, и получает роль в новом фильме ужасов. Кажется, судьба подарила ему второй шанс. Но герой даже не подозревал, что эта работа обернется для него не новым этапом в карьере, а худшим кошмаром в жизни.
Киноделы систематически и настойчиво пытаются что-то выжать из изрядно эксплуатируемой за последние полвека темы экзорцизма. Но трудно отрицать тот факт, что большинство из этих опусов оказываются в лучшем случае бледной копией культового «Экзорциста» (1973) Уильяма Фридкина. Сложно придумать что-то новое в поджанре, который вряд ли предполагает широкий простор для маневров или тем более переосмысления.Да, можно вспомнить успешные «Экзорцизм Эмили Роуз» (2005) и «Заклятие» (2013), но на каждого Джеймса Вана найдутся никчемные однодневки вроде «Записок Ватикана» (2015), «Заклятья: Наши дни» (2017) или прошлогоднего «Верующего». Последний позиционировался как прямое продолжение фридкиновской классики и даже привлек в сюжет персонажей оригинальной ленты. Фильм хоть и неплохо собрал в прокате, но получил уничижительную реакцию от зрителей и критиков.
На первый взгляд «Экзорцизм» тоже выглядит уж слишком стандартным и вторичным ужастиком об одержимости демоном. Ну в самом деле, кого в 2024-м можно удивить или напугать очередной жертвой демонической сущности, пусть даже в роли мученика выступает вполне себе обладатель премии «Оскар» Рассел Кроу вместо привычной для жанра девушки?Но у фильма есть интересная подоплека, которая заключается в том, что режиссер Джошуа Джон Миллер — сын Джейсона Миллера, исполнившего роль священника Дэмиена Карраса в вышеупомянутом «Экзорцисте». По своей сути его лента не столько о вредной сущности, вселившейся в следующего болванчика и зловеще рычащей с экрана, сколько о сложностях на съемочной площадке хита 51-летней давности. А их, как известно, было предостаточно — от запредельной требовательности Фридкина до травмирования актеров. Вероятно, это еще и о том, как участие в фильме повлияло на самого Миллера-отца.
Получается, что «Экзорцизм» — кино метанарративное, но за фасадом этой особенности совершенно теряется жанровая составляющая.
При других обстоятельствах ставка на приятные глазу оммажи классике могла бы сработать (изначальное название фильма — «Проект Джорджтаун», что уже достаточно красноречиво, учитывая то, где происходили события «Экзорциста»). Но проблема в том, что все это выглядит вопиюще скучно.
Там, где авторам следовало поддать динамики или хотя бы банально насыпать джампскейров, чтобы как-то оживить лишенное саспенса действие, они предлагают смертную скуку. Последняя проявляется в сплошном отсутствии событий и распылении на второстепенные сюжетные линии, например, романтический интерес дочери главного героя. Проще говоря, в течение часа хронометража на экране почти ничего не происходит.
Не становится интереснее и в кульминации, которая выглядит откровенно странно. Слабую хоррор-составляющую можно было бы списать на метафоричность, якобы персонаж Кроу борется с внутренними демонами, а сверхъестественное — это условный final boss, без преодоления которого невозможно пусть мучительное, но вместе с тем спасительное «исцеление». Впрочем, и такая интерпретация не заставляет взглянуть на местную скуку под другим углом.
Рассел Кроу, который после «Экзорциста Ватикана» уже второй год подряд появляется в фильме о недружественной инфернальщине, рискует стать звездой жанра и оказывается едва ли не единственной причиной обратить на это кино внимание. Все остальные участники шоу — неприметные функции, разве что герой Сэма Уортингтона отмечается в едва ли не единственной запоминающейся хоррор-сцене.
«Экзорцизм» — кино не то чтобы сильно проходное, а вообще вряд ли нужное этому миру. Особенно обидно за Рассела Кроу, который в последнее время редко радует стоящими проектами (а его появление в «Торе: Любовь и Гром» — вообще дикий кринж). У Уортингтона, редкого гостя в жутком жанре, фильмография хоть и переполнена всяким хламом, но у него остался хотя бы «Аватар». А вот Расселу, который до сих пор находится в неплохой актерской форме, срочно нужен новый хит. Иначе только и останется, что с грустью оглядываться назад.
Вывод:
«Экзорцизм» станет еще одним необязательным пунктиком в фильмографии Рассела Кроу, о котором он и сам забудет через неделю после завершения проката.