Рекламируемый как ответ американскому F-35, российский МиГ-35 так и не пошел в крупную серию. А сообщения о якобы применении его против Украины не нашли подтверджений.
МиГ-35, который Россия представляет как передовой многоцелевой истребитель, спустя много лет так и не оправдал возложенных на него ожиданий.
Фокус перевел статью Питера Сучиу о российском истребителе МиГ-35, который рекламируется в РФ как ответ F-35.
Рекламируемый как ответ американскому F-35, МиГ-35 может похвастаться модернизированной авионикой, передовыми системами вооружения и улучшенными радиолокационными возможностями.
Однако его производство шло медленно, и в российские войска поступило всего несколько единиц.
Несмотря на заявления о его применении в Украине, существует мало доказательств, подтверждающих его эффективность, а это делает МиГ-35 скорее прототипом, чем революционным самолетом.
МиГ-35: многоцелевой истребитель, о котором так много говорили в России, все еще не оправдывает ожиданий
В январе 2017 года президент российской авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь рассказал о возможностях микояновского МиГ-35 (по номенклатуре НАТО "Fulcrum-F") и предположил, что он будет оснащен "многообещающим" количеством вооружений.
"Истребитель специально разработан для ведения боевых действий в условиях конфликтов повышенной интенсивности и плотной противовоздушной обороны. Имеющиеся высокие показатели достигнуты благодаря установленному на самолете комплексу бортового оборудования, новой оптической системе локации и сниженной в несколько раз радиолокационной заметности", – сказал Слюсарь на заседании Военно-промышленной комиссии в докладе президенту России, сообщает государственное СМИ ТАСС.
За почти семь лет, прошедших с момента создания МиГ-35, о нем по-прежнему ходят только слухи. Кремлевские чиновники утверждали, что бортовой радар истребителя позволяет обнаруживать и отслеживать от 10 до 30 целей одновременно на расстоянии до 160 километров, но, похоже, такие заявления были направлены лишь на привлечение иностранных покупателей.
Что мы знаем о МиГ-35
В случае с большинством российской военной техники заявления имеют мало общего с действительностью.
МиГ-35 – это модернизированный вариант МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2, который Кремль расхваливает за его передовые возможности. Всепогодный штурмовик был разработан конструкторским бюро имени Микояна, дочерним предприятием государственной Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), как многоцелевой самолет, который может применяться для уничтожения вражеских целей днем и ночью, включая подвижные и неподвижные наземные и надводные цели.
Выбор названия примечателен настолько, что некоторые эксперты утверждают, что новое обозначение "МиГ-35" было просто маркетинговой уловкой – и на самом деле не такой уж удачной. Возможно, оно должно было навести потенциальных заказчиков на мысль, что МиГ-35 – это ответ России на Lockheed Martin F-35 Lightning II.
Однако это вряд ли так, и большинство авиационных экспертов быстро заметили, что этот среднемагистральный самолет по своей сути все еще остается не более чем многоцелевым истребителем поколения "4++".
Россия продолжает преувеличивать возможности МиГ-35, в частности, говоря о том, что он оснащен значительно улучшенной авионикой и передовыми системами вооружения, включая новый радар с активной фазированной решеткой "Фазатрон-Жук", который способен обнаруживать несколько целей. Как сообщается, эта решетка может отслеживать до 30 целей и поражать шесть из них одновременно, а передовая система способна обнаруживать приближающиеся угрозы на расстоянии не менее 50 км. Утверждается, что радарная система также устойчива к электронным средствам противодействия и имеет большую дальность обнаружения, чем предыдущие радарные платформы российского производства.
Пока не ясно, соответствует ли система заявленным характеристикам.
Также сообщается, что самолет оснащен двумя турбовинтовыми двигателями Климова РД-33МК с дожиганием, которые позволяют ему развивать максимальную скорость в 2,25 Маха, а боевой радиус действия составляет около 998 км.
Имея девять узлов подвески, МиГ-35 может нести различные ракеты, снаряды и бомбы, включая противокорабельные ракеты Х-31А с активным радиолокационным искателем, противорадиолокационные ракеты Х-31П, ракеты Х-29ТЭ и бомбы КАБ-500Кр с телевизионным наведением. Самолет также вооружен 30-мм орудием, но несет всего 150 боеприпасов.
Самолет на экспорт? Маловероятно
Россия остается единственным эксплуатантом МиГ-35, но даже несмотря на низкие темпы производства, рассматривается возможность создания экспортного варианта.
В качестве потенциального покупателя называлась Индия, а МиГ-35 рассматривался как потенциальный соперник Eurofighter Typhoon, F/A-18E/F Super Hornet, Dassault Rafale, JAS 39 Gripen и F-16 Falcon в конкурсе MRCA по выбору нового многоцелевого боевого самолета для ВВС Индии. По сообщениям, Индия осталась недовольна характеристиками МиГ-35, в частности, его радаром и тяговооруженностью.
Среди других стран, рассматривавших этот самолет, – Аргентина, Бангладеш, Египет, Малайзия, Мьянма и Перу. На сегодняшний день ни один самолет не был поставлен в эти страны.
МиГ-35: их слишком мало
Даже если бы истребитель оправдал все ожидания, он страдает от той же проблемы, что и стелс-истребитель пятого поколения Сухой Су-57 (номенклатура НАТО "Felon") и основной боевой танк (ОБТ) Т-14 "Армата" – а именно от того, что Москва не может построить их в достаточном количестве.
Как ранее сообщал Харрисон Касс для The National Interest, "всего около полудюжины МиГ-35 были поставлены в российские войска".
В прошлом году Сергей Коротков, главный конструктор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), утверждал, что МиГ-35 был развернут в Украине. Однако, как сообщает Defense-Blog.com, развертывание МиГ-35 в войне в Украине в настоящее время не подкреплено ничем, кроме заявления в российских СМИ.
Россия продолжает рекламировать свое "передовое" оружие, утверждает, что оно было успешно использовано, и не представляет никаких доказательств того, что ее заявления соответствуют действительности. Поэтому трудно поверить, что МиГ-35 является чем-то большим, чем просто прототипом варианта МиГ-29К.
Об авторе
Питер Сучиу – журналист из Мичигана. За свою двадцатилетнюю журналистскую карьеру он участвовал в работе более чем четырех десятков журналов, газет и веб-сайтов, опубликовав свыше 3200 материалов. Регулярно пишет о военной технике, истории огнестрельного оружия, кибербезопасности, политике и международных делах. Питер также является автором статей для Forbes и Clearance Jobs. Вы можете следить за ним в Twitter: @PeterSuciu. Напишите автору по электронной почте: [email protected].