Украинский музыкант, лидер группы "МЭРИ " Виктор Винник недавно презентовал клип на лирическую композицию "Красиво", вошедшую в "балканский цикл". В интервью "Апостроф" theLime исполнитель рассказал об идее клипа, песнях о войне, выступлениях перед военными, а также затронул вопрос отсутствия критического мышления у значительной части украинского общества.
Стендап-комик упал со сцены на концерте Jerry Heil и alyona alyona.
- Виктор, когда-то Вы называли себя просто – "парнем с гитарой". Война изменила Вас как музыканта и личность?
– Так глубоко не заглядываю. Поменялись какие-то паспортные данные, цвет волос, время снова вышло на свой круг и я все чаще выступаю просто с гитарой. Иногда смотрю на старые фото, вспоминаю те годы, когда мы начинали, и возникают какие-то ностальгические моменты. Но я понимаю, что это путь, который нужно было пройти. Все видно издалека. Надо немного отойти от горы, чтобы ее увидеть.
С гитарой Фото: instagram.com/viktor_vynnyk
- Трудно ли писать во время войны? Есть вдохновение?
– Я не думаю, что это связано с войной или еще с чем-то. Есть люди, для которых нужны определенные условия, чтобы заниматься любимым делом. И здесь я не знаю, что может помешать. Другой вопрос, что могут быть другие темы, другие настроения. Новая песня, вышедшая этой весной, называется "Голос війни". Она сама за себя говорит. Мне не нравится понятие "усталость от войны", но уровень безразличия в обществе на самом деле растет. И это неудивительно.
Раньше я совершал ошибки – возникала песня, но я считал, что она может подождать. Даже "Я з України" написал задолго до ее презентации, но я не хотел тогда поднимать языковой вопрос, расшатывать лодку. Это была ошибка, нужно было это делать сразу.
"Я з України" Фото: instagram.com/viktor_vynnyk
- Многие звезды и медийные личности взяли в руки оружие. По-вашему, украинские музыканты и художники достойно ответили на российскую агрессию?
– Это очень индивидуальная вещь и серьезный выбор. Кто-то видит себя на войне, а кто-то делает большое дело на месте, организуя концерты, занимаясь сбором средств для украинской армии. Людям, имеющим значительные аудитории, есть, что рассказать миру.
Со стороны страны-агрессорки мы видим фриков, каких-то надутых писателей и звезд позапрошлого века, которые либо сторонятся этой темы, либо поддерживают войну, но точно не с оружием в руках.
В Украине же множество людей творческих профессий пошли на фронт. То, что они в рядах обороны, это очень важный сигнал для общества, что война не обходит стороной никого.
- Ваша группа творила на украинском задолго до того, как это стало "модно" и популярно. Как Вы оцениваете поведение артистов, а именно Барских, Дорофеевой, Брежневой, Лободы, группы Quest Pistols Show и других, которые запели "соловьиной" после того, как "прилетело по голове"?
- Считаю, что на украинском до сих пор не стало модно ни петь, ни разговаривать. И дело не только в звездах, но и в рядовых людях. Недавно я был в Киеве, шел по Оболони и еще раз убедился, что нет, не модно, хотя очень не люблю это слово. Я увидел, как тренер занимался с маленькими детьми, которые были все русскоязычные. И это врезалось в память. К слову, сейчас я живу в Трускавце. Часто вижу туристов, коорые тоже преимущественно все русскоязычные.
А перечисленным звездам я просто не верю, хотя среди них есть реальные профессионалы своего дела, которые делали качественный продукт. Не дай Бог что – они со спокойной душой перебегут на другую сторону. Я имею право не верить людям, это нормально.
Виктор Винник с музыкантами
20 лет как тебя нет: Александр Пономарев в годовщину смерти мамы показал ее фото.
– Говоря с Вами не могу не вспомнить о другом Виннике. Поддерживаете ли Вы хейт по отношению к звездам-беглецам, в том числе и к Олегу.
- Каждый поступает согласно своим ценностям. Никогда этот артист не скрывал своей позиции. Не может человек, выступающий на "огоньках" в форме российского офицера или солдата, иметь какие-либо принципы. А теперь кто-то удивляется тому, что он в Германии.
А что касается хейта, то в нашем обществе часто прослеживается такое поведение: люди что-то восхваляют дутое, ложное, а когда оно показывает свою суть, то возникает хейт. И в случае с Винником – это преимущественно те люди, которые ходили к нему на концерты.
- Как считаете, смогут ли беглые артисты разного калибра вернуть себе расположение аудитории?
– Что-то мне подсказывает, что смогут. Потому что у нашего общества очень короткая память гуппи, люди способны прощать почти все.
- Многие знаменитости ездят в горячие точки, выступают перед военными, для которых такие концерты – это глоток свежего воздуха, своеобразная разрядка и психотерапия. Расскажите о своем опыте.
– Еще с 2015 года, когда началось АТО и первые выезды живых концертов, я хотел получить ответы на свои вопросы не из прессы, интернета, а с места событий. Было важно слышать и видеть этих людей и понимать, что происходит.
То, что это терапия для военных – соглашаюсь абсолютно, потому что концерты – это тот момент, когда человек может "разъединить провода", находясь в условиях опасности. Эти несколько часов важны – это выдох.
Это должны понимать и артисты, выступающие перед военными. Мы там не для того, чтобы демонстрировать свое творчество, чтобы выглядеть красиво, а для того, чтобы всеми силами, талантом и опытом сделать так, чтобы люди отвлеклись и своими мыслями были дома.
– Вы собираете средства для украинской армии. Наблюдается ли какая-нибудь динамика? Сотрудничаете ли вы с благотворительными фондами?
– Все сознательные люди все эти годы собирают деньги для украинской армии. Меня очень триггерит, когда это называется благотворительная акция или благотворительный концерт. Наша армия обеспечивает нашу жизнь, и мы помогаем исключительно себе. И это не благотворительность, а необходимость.
Я никогда не вел амбарные книги, но максимально акция, которая была – это когда за вечер было собрано 120 тысяч долларов. В целом же это могут быть абсолютно плавающие суммы. Если сначала было реальное сотрудничество с фондами, то сейчас у каждого есть знакомые, конкретные люди, и гораздо проще направить средства туда, где они действительно нужны.
– Какое место в Вашем творчестве занимают песни о войне?
– Во всех моих альбомах, которые начали выходить с 2007 года, была одна или несколько песен на такую тематику. Мне "прилетало" в прежние времена, когда говорили, а зачем писать такие песни? У нас что, война? Но композиции создавались сами собой.
В последнем альбоме "Жити, щоб пам'ятати" только одна песня - "Коли твоя земля у війні", а сейчас начинается работа над новым альбомом, где первой будет "Голос війни". Мне иногда хочется петь о простых вещах, но война – то, что болит и беспокоит каждого.
Не все можно показывать: Даниэль Салем поделился кадрами своей опасной работы на фронте.
- Не могу обойти лирическую композицию "Красиво", где Вы обращаетесь к украинской аутентике. Влечения к фольклору раньше в Вашем творчестве не было. Расскажите о сотрудничестве с ансамблем "Верховина".
- Когда мы были младше, то придерживались такого мнения, что играем поп-рок, а фолк-музыка для нас – это что-то далекое. Но со временем ты живешь и возвращаешься к себе. Мне нравилась народная музыка и музыка балканского региона. Когда я стал глубже интересоваться, само по себе возникло – карпатско-балканский регион. И это меня зажгло. Я родился в Карпатах. И возникло желание "перебежать" к Балканам – этот огонь и музыка побуждали к новым экспериментам.
Многие нас критиковали, мол, в вашем амплуа – это нечто совершенно новое. Но я давно понял – если жизнь не имеет права на эксперимент, то что это за жизнь. И еще на этапе продюсирования было проверено на публике – нет безразличных людей к балканским ритмам.
В вышиванке Фото: instagram.com/viktor_vynnyk
В последнее время я выступаю как режиссер. Работая над "Красиво", важно было перенести фольковую визуальную ноту, соответственно я решил пригласить народный коллектив. Предложил заслуженному Прикарпатскому ансамблю песни и пляски "Верховина" воплотить эту идею, чтобы они добавили немного карпатского вайба. Мы быстро сработались, было интересно. Главные герои клипа – актеры Татьяна Моджук и Юрий Федчук прекрасно сыграли главных героев. И моей аудитории, как говорится, зашло.
Кстати, это видео не заинтересовало ни одного музыкального канала, но я этому не придаю никакого значения. Время музыкальных каналов ушло и музыка становится более свободной. Проблема в том, что ее слишком много и разобраться в этом не так-то просто. Но в смысле подачи есть свои аудитории и мы и дальше будем заниматься любимым делом в условиях войны.
К слову, на днях мобилизовался один из моих музыкантов. И что будет в будущем, сложно спрогнозировать. Но если будет продолжаться жизнь, будет жить и музыка в любых условиях.
Ранее мы писали, что телерадиоведущий Андрей Джеджула рассказал о волонтерской деятельности во время войны, странных поступках коллег и личной жизни.