Прогуливаясь по улицам Санкт-Петербурга, возможно, вы встречали изображения очаровательного розового песика с круглой мордочкой. Это Ину — один из самых узнаваемых персонажей картин Турбена, ставший его «стрит лого».
Поближе познакомиться с этим героем можно на выставочном проекте «Hello It’s Inu» в рамках ярмарки RAF, которая проходит до 30 июня на Севкабеле. Там собраны работы художника, выполненные в разных техниках, на которых Ину запечатлен в простых сценках, интуитивно понятных каждому из нас. Именно этот «эффект узнавания» и вызывает симпатию к персонажу. Рождает живые эмоции. Заставляет улыбнуться или задуматься. И в результате всего этого, посмотреть на себя и мир вокруг с долей доброй иронии.
Кажется, что Турбен неслучайно выбрал для жизни и работы именно Санкт-Петербург. Слишком уж хорошо его работы сочетаются с духом города — в меру серьезным и прагматичным, при этом не лишенным своего тонкого питерского юмора и стремления к свободе от условностей.
Несмотря на то, что Турбен редко дает интервью, объясняя это тем, что картины сами должны говорить за своего создателя, нам все-таки удалось встретиться с ним в мастерской объединения художников уличной волны 10.203, чтобы задать несколько вопросов о его работах, мечтах и планах на будущее.
MC: Вы начинали, как граффити-художник. Расскажите, пожалуйста, почему вы решили этим заняться? Какими были ваши первые работы, и как вы к ним относитесь сейчас?
Турбен: На первом курсе университета я познакомился с ребятами, которые рисовали граффити, и мне тоже захотелось попробовать. Первые работы… Это были просто буквы, шрифты. С того периода у меня осталось много тетрадок с рисунками. Я хотел выкинуть, но мой друг забрал их себе. Они ему нравятся.
В 2013 году вы переехали в Санкт-Петербург и стали общаться с другими представителями арт-сцены из разных городов. Расскажите, пожалуйста, об этом периоде. Почему вы выбрали именно Санкт-Петербург? Чем или кем вы вдохновлялись в тот период?
Петербург выбирать не приходилось, так как я жил в ста километрах от него, в области. Мне всегда нравился этот город — красивый, атмосферный, при этом не огромный.
Сначала с представителями арт-сцены мы не особо общались. Было время граффити, и тусовка была сугубо граффити-художников. Времяпрепровождение соответственное: постоянные ночные гуляния с баллончиками и коньяком.
Только через пару лет стал пробовать рисовать что-то кроме букв. Сильное впечатление произвело знакомство с командой «Той» из Нижнего Новгорода и увиденная выставка-ретроспектива художника Ивана Сотникова.
В целом отправной точкой моего творчества можно назвать наивное искусство и работы петербургских новых художников. Это то, что дало мне толчок.
Санкт-Петербург — не только очень красивый город, но и насквозь пропитанный искусством. И вместе с тем, как говорят, принимает он не всех. Как думаете, почему? Можете ли вы сегодня назвать этот город своим «настоящим домом»?
Петербург многим не подходит из-за его неспешного ритма. А мне, наоборот, это нравится.
Домом? Да, могу назвать. Этот город для меня идеален. Тут есть ровно столько всего, сколько мне нужно, — в плане эстетики, истории, культурной жизни и любой другой движухи.
Вы часто работаете с городскими пространствами, поэтому, рискну предположить, что вы изучили Санкт-Петербург с самых необычных сторон. Какие ваши любимые места в Северной столице? И чем они вам нравятся?
Мне больше всего нравится Петроградский район, я тут живу. Это город в городе. Тут красиво и уютно. Еще люблю Севкабель — там мастерская. Нравится путь от дома до мастерской на велосипеде.
Помимо «Манежа», «Нового музея» и других «традиционных» галерейных пространств, вы выставляете своих работы в таких оригинальных локациях, как заброшенное ПТУ №91 или территория бывшего порохового склада времен Крымской войны в Лисьем Носу. Чем они вас привлекают, как художника?
Выставки в таких местах скорее привлекают моего дорогого напарника, Никиту Dusto, а мне больше нравятся галереи. Просто на ранних этапах было проще и понятнее прийти в заброшенное ПТУ, расчистить там зал, нарисовать рисунки, пригласить друзей и потусоваться. Тогда о галереях я даже не думал…
В 2023 году вы приняли участие в международной арт-интервенции Useless Palace в Дубае, инициированной галереей Inloco. Там, на просторах пустыни вы создали арт-объект — ярко розовый дом с изображенными на нем березами. В интервью вы сказали, что по вашей задумке, в этом жилище когда-то обитали две сестры со своими кошками. Не могу не спросить, они были русскими шпионками? На эти мысли наталкивает их изображение в темных очках и, конечно же, наши знаменитые березки…
Они не были шпионками, просто я подумал, что березы поместить в пустыню интереснее, нежели чем пальмы. Да и как будто бы раньше они там были.
Какие впечатления у вас остались от работы в пустыне? Вы говорили, что особенно вам запомнились скорпионы…
Главное впечатление — это стресс. До этого я мало участвовал в таких выездных мероприятиях, поэтому был не уверен в своих работах и стрессовал всю поездку.
Давайте поговорим об Ину. Правда ли, что этот персонаж был вдохновлен образом вашей любимой собаки? И как так получилось, что именно он стал центральным персонажем в вашем творчестве?
Скорее можно сказать, что прототипом мордашки, которая долгое время являлась лишь стикером, был наш французский бульдог. Я просто срисовал его…
Центральным персонажем Ину я бы не называл. Просто сейчас, в моменте, он на первых ролях. А получилось все это случайно, по наитию, выявившись из постоянного рисования чего-либо.
У меня, как у зрителя, Ину вызывает очень теплые чувства. Он мягок и мечтателен, искренен в своих проявлениях чувств, склонен к авантюрам и открыт всему новому. Но одна из работ на вашей последней выставке «PAF: все цветы» в «Севкабель Порту» — та, на которой жизнерадостный розовый Ину оказывается лишь ростовым костюмом, под которым скрывается серый, скромный и вовсе не такой улыбчивый песик, — заставила меня задуматься о том, что внутренний мир Ину сильно отличается от его внешнего проявления. Да и вообще, он гораздо сложнее. А вам, как его создателю, как кажется?
Я не придумывал отдельного персонажа, как героя мультфильма — со своим характером и определенным типом поведения.
Может та работа, про которую вы говорите, про меня, а может про кого-то еще…
Если бы вас попросили охарактеризовать Ину в трех словах, как бы вы его описали?
Один из многих.
Случалось ли такое, что вас удивляло, как зрители воспринимают ваши работы? Например, «ловят» совсем другой эмоциональный посыл, чем тот, с которым вы изначально их создавали? Какие чувства и мысли приходят в этот момент?
Да, случалось, и я такое обожаю! Это самое интересное. Я часто рисую или делаю что-то, потому что пришел образ или определенная эмоция, а другой человек увидел там что-то свое. Значит, не пустое. Значит, кайф.
В прошлом году вы поучаствовали в коллаборации с Befree Co: Create, в рамках которой вышла линейка одежды с вашими принтами. С каким еще брендом вы хотели бы сделать совместный проект?
Я бы хотел сделать что-то с велосипедным брендом. Может даже с самим велосипедом и велоформой, потому что я катаюсь на велосипедах, и мне это близко.
Если бы вы могли сделать мир чуточку лучше, просто взмахнув волшебной палочкой, то что бы вы загадали?
Чтобы у всех все было хорошо.
21 июня в арт-пространстве «МЕТАМОДЕРНИСТЫ» в центре Петербурга открылась еще одна выставка Турбена — «Диапазон 2D». В некотором смысле она продолжает мотивы персонального проекта художника «Диапазон», представленного ровно пять лет назад в Новом музее. За это время Турбен поэкспериментировал с разными техниками, и одним из новых и быстро полюбившихся ему материалов стал полистирол.
Весной 2023 года у художника появилась идея сделать объемную мордочку Ину и расклеить ее по городу. Именно полистирол идеально подошел для такой практики. Позже Турбен продолжил работать с этим материалом уже и в студийном творчестве: в представленных на выставке объектах можно понаблюдать за результатом этих экспериментов.
Фото: архивы галереи Inloco и мастерской 10.203, фото автора