РФ производит больше БПЛА, чем любая другая страна, за исключением Украины, однако качество многих российских дронов оставляет желать лучшего, считает аналитик Сэмюэл Бендетт.
В Украине есть более 200 компаний, которые поставляют армии беспилотники при поддержке некоммерческих и волонтерских групп. При этом Российская Федерация из-за жесткой централизации двигалась в этом направлении медленнее, но располагает большими ресурсами и уже, предположительно, выпускает по 100 000 коптеров в месяц. О том, как обстроят дела с производством БПЛА в России рассказал советник аналитических центров CNA и CNAS Сэмюэл Бендетт изданию Forbes.
По словам военного, в ходе войны большая часть российских военных начали воспринимать беспилотники как ключевой актив. При этом некоторые командиры ВС РФ до сих пор не осознают ценности БПЛА и иногда противятся более широкому использованию таких технологий на тактическом уровне.
Как отмечает Сэмюэл Бендетт, это сопротивление замедлило закупки небольших коптеров, поэтому большинство тактических БПЛА российские военные получают от волонтерских организаций, которые закупают их в Китае или собирают из китайских комплектующих. При этом волонтеры утверждают, что поставляют дроны военным "несмотря и вопреки" участию властей и Министерства обороны РФ. Многие дроны собирают сами солдаты прямо на передовой.
"Вот почему существует такая разница в качестве и количестве дронов в российских передовых частях", — считает эксперт.
Сэмюэл Бендетт также упомянул о группе "Батальон Судоплатова" — крупнейшем российском производителе FPV-дронов ВТ-40, которому удалось наладить отношения с Министерством обороны и стать официальным поставщиком ВС РФ. Финансирование и условия контрактов держатся в секрете, но эксперт полагает, что компания является фактическим монополистом.
"Судоплатов — больная тема для многих российских разработчиков дронов и волонтеров", — подчеркнул Сэмюэл Бендетт.
По словам эксперта, многие российские производители-энтузиасты, у которых есть продукты получше, открыто возмущаются монополией "Батальона Судоплатова", считая децентрализованный украинский подход более разумным решением. Особая претензия заключается в том, что украинцы научились глушить ВТ-40, однако производитель на стал менять техническое задание и БПЛА по-прежнему работают на той же частоте, что указана производителем.
"Судя по сообщениям российских государственных СМИ, таких, как "ТАСС" и "РИА Новости", сейчас больше внимания уделяется многим другим проектам беспилотников, таким как Ghoul , Joker, Piranha, Gortenzia и другим", — добавил Сэмюэл Бендетт.
В публикации говорится, в РФ немало энтузиастов, которые производят множество БПЛА. Сэмюэл Бендетт полагает, что общие усилия России по разработке и производству малых беспилотников больше, чем у Украины. При этом эксперт отметил низкое качество и отсутствие стандартизации сборки российских дронов. Он указал на интересную статистику: 50% российских беспилотников сбиваются российскими же системами глушения. Кроме того, россияне жаловались, что треть БПЛА "Судоплатова" даже не взлетают.
Аналитик также процитировал российского журналиста Алексея Чадаева, который назвал российского оператора, запускавшего по 30-40 FPV-дронов в день без единого попадания, "совершенно типичной историей на фронте". При этом украинские FPV-операторы указывают процент попаданий в 20-50% и более.
"Сами россияне также отмечают гораздо лучшую организацию украинских подразделений беспилотников, а также лучшую украинскую тактику и концепции применения беспилотников, особенно включая групповое сочетание тяжелых и легких беспилотников", — говорит Сэмюэл Бендетт.
Подводя итоги авторы статьи отметили, что производство военных квадрокоптеров в РФ выросло с нуля до, возможно, 100 000 в месяц или даже больше. Это больше, чем в любой другой стране, кроме Украины. Социальные сети позволяют россиянам анализировать недостатки техники и делиться опытом друг с другом. Кроме того, правительство и Минобороны РФ уже предпринимают попытки задействовать сообщество энтузиастов для получения готовых технологических решений.
"Россияне, возможно, учатся медленно. Но чем дольше продолжается война, тем больше у них шансов научиться и использовать свои большие производственные мощности", — заключили в издании.
В свою очередь американский профессор Джеймс Клей Мольц считает, что когда дело доходит до интеграции космических технологий в военные операции, Россия значительно отстает от США и других стран НАТО и даже Украины.