В США отказались от создания так называемого костюма "Железного человека", сосредоточившись на разработке операторов с "когнитивным превосходством".
Министерство обороны США с 2020 года работает над созданием тактического помощника с искусственным интеллектом (hyper-enabled operator – HEO) для Командования специальных операций США (SOCOM). Об этом пишет портал WIRED.
Сообщается, что концепция HEO основана на программе Tactical Assault Light Operator Suit (TALOS), начатой в 2013 году. Целью TALOS было создание так называемого костюма "Железного человека" с целью повысить выживаемость операторов в бою, сделав их устойчивыми к огню из стрелкового оружия. Программа была закрыта в 2019 году, но ее результаты легли в основу создания HEO, целью которой стало "когнитивное превосходство" бойца на поле боя.
Концепция HEO предусматривает замену брони, лежащей в основе проекта TALOS, на сложное коммуникационное оборудование и набор датчиков, построенный на передовой вычислительной архитектуре. Ожидается, что это поможет оператору собирать данные и перерабатывать их в полезную информацию с помощью простого интерфейса, например, проекционного дисплея, в том числе в местах, где традиционные сети связи могут быть недоступны.
"Это также поможет принимать своевременные, обоснованные решения и предпринимать действия в рамках возможностей реагирования противника", — заявил представитель SOCOM Джеймс О. Грегори.
Какие задачи будет выполнять HEO
Как отмечает Джеймс О. Грегори, разработчики HEO в течение последних нескольких лет работали над тремя основными экспериментальными технологиями: сенсорными и периферийными вычислениями, архитектурой и анализом, а также языковым переводом. По итогу в SOCOM сосредоточилось на шести направлениях разработки продукта:
- комплекте для оператора с датчиками и вычислительной мощностью бортового компьютера;
- ресурсах для разработки приложений;
- уникальной архитектуре системы диагностики миссии;
- "человеко-машинном интерфейсе", который, обычно, представляет собой цифровой дисплей;
- продукте "реализация информации", вероятно, предполагающем четкое отображение данных;
- связи за пределами прямой видимости (BLoS), предназначенной для поддержания общения между военными и их командирами без спутниковой связи.
По словам Джеймса О. Грегори, в последние годы командование постепенно развернуло несколько новых возможностей из программы HEO. Так, в 2021 году SOCOM объявило, что BLoS и неуказанный "интегрированный инструмент ситуационной осведомленности" переходят в разряд официальных программ. Также есть система "визуального перевода среды" VITA, которая в ходе испытаний успешно продемонстрировала перевод с русского, китайского, мандаринского и украинского языков, и развернута на двух неназванных театрах боевых действий.
"Компонент визуального перевода повышает ситуационную осведомленность, переводя видеоизображения, такие как уличные знаки, граффити и другие письменные тексты, в режиме реального времени. Операторы могут использовать камеры своих телефонов, чтобы сканировать окружающую обстановку и мгновенно понимать иностранные языки", — объяснил Джеймс О. Грегори.
Также сообщалось, что война в Украине стала для Вооруженных сил США испытательным полигоном новейших военных технологий, в том числе оснащенных ИИ систем выявления целей с помощью дронов.