По словам аналитиков, Россия должна была предупредить украинскую сторону перед тем, как наносить удар по больнице "Охматдет". Кроме того, РФ не предоставила доказательств, что больница, полная больных детей, представляла неизбежную угрозу для российских войск.
Представители российской власти и пропагандисты хотят снять с себя ответственность за ракетный удар по детской больнице "Охматдет" в Киеве, который состоялся 8 июля. Для этого они распространяют ложные сообщения о том, что "Охматдет" является военной больницей, а затем и законной военной целью. Об этом говорится в отчете американского Института изучения войны (ISW) за 8 июля 2024 года.
"Российские официальные лица и субъекты информационного пространства пытаются снять с себя ответственность за обстрел детской больницы "Охматдет", делая ложные заявления о ракетах, которыми был нанесен удар, и статусе больницы — все это противоречит имеющимся доказательствам", — говорится в отчете.
В частности россияне делают ложные заявления о том, что Украина использует часть или всю больницу для лечения раненых украинских солдат, что Украина хранит ракеты в больнице, и что в больницу попали украинские ракеты противовоздушной обороны, а не российская ракета.
Аналитики объяснили, что траектория полета ракеты и видимый турбореактивный двигатель под ее корпусом совпадают с траекторией полета российской ракеты Х-101 и не подтверждают утверждение, что это был перехватчик ПВО, так же как и то, что ракета не выглядит поврежденной перехватчиками ПВО.
"Российские информационные операции, которые ложно изображают детскую больницу "Охматдет" как частично или полностью военную больницу, ошибочно предполагают, что такая больница по своей сути является легитимной военной целью. Детская больница "Охматдет" не является военной больницей — это крупнейшая многопрофильная детская больница в Украине, которая принимает до 18 000 детей в год", — отметили в ISW.
Аналитики напомнили, что статья 19 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны, которую подписала Россия, утверждает, что международно-правовая защита гражданских больниц не прекращается, если больница не осуществляет "действий, наносящих вред врагу". Напротив, эта же статья прямо исключает присутствие больных или раненых военнослужащих как действие, "наносящее вред врагу".
"Статья 19 также утверждает, что "враг" должен сделать предупреждение перед тем, как атаковать больницу, которая якобы содержит "вредную" военную цель, и ни один российский источник не утверждает, что российские власти сделали такое предупреждение, а также не предоставили доказательств того, что больница, полная больных детей, представляла неизбежную угрозу для российских войск", — отметили в ISW.
Кроме того, в американском Институте изучения войны заявили, что утверждение российского Министерства обороны о том, что это украинский перехватчик ПВО попал в гражданские объекты, также не освобождает российские войска от ответственности за нанесение удара.
"Россия является государством-агрессором в этой войне, и Украине не пришлось бы защищаться от российских ударов, если бы Россия не начала полномасштабное вторжение и не наносила бы регулярные ракетные удары по Украине", — говорится в отчете.
Во время удара по больнице погибла 30-летняя врач-нефролог Светлана Лукьянчук.