В связи с наращиванием мобилизационных усилий бизнес ожидает, что будет еще труднее найти работников, и это еще больше обременит истерзанную экономику государства.
Срочная потребность Украины в солдатах для борьбы с российским вторжением "размывает" рабочую силу и создает бремя для экономики, в то же время создавая новые возможности для женщин.
Об этом говорится в статье The Washington Post.
Спасаясь от российских бомбардировок, миллионы украинцев уехали за границу, а среди оставшихся сотни тысяч мужчин обменяли свою работу на военную службу.
Сейчас, когда Украина наращивает свои усилия по мобилизации, бизнес ожидает, что будет еще труднее найти работников, и это еще больше обременит истерзанную экономику государства. Имея больше вакансий, чем соискателей работы, многим предприятиям пришлось повышать зарплаты, чтобы конкурировать, в противном случае они рискуют закрыться.
"Нехватка рабочей силы в Украине – проблема, которая, как ожидается, будет ухудшаться, чем продолжительнее будет война, – добавляет нагрузку на экономику, которая уже находится под давлением и зависит от иностранной помощи", – отмечается в публикации.
Авторы указали, что за первый год полномасштабной войны ВВП Украины сократился на 29%. С тех пор он возобновился в связи с процветанием нового сектора оборонного производства, и государство смогло возобновить движение в своем крупнейшем черноморском порту в Одессе.
Но "без западной финансовой помощи украинская экономика рухнула бы", – сказал экономист и заместитель директора инвестиционной компании Dragon Capital Сергей Фурса.
В то же время масштабные отключения электроэнергии по всей Украине из-за неоднократных российских ударов по энергетической инфраструктуре прерывают работу или заставляют предприятия инвестировать в дорогие генераторы. Это также отпугнуло некоторые частные иностранные инвестиции. Ожидается, что в 2024 году у Украины все еще будет относительный экономический рост примерно на 4%. Однако, заметил Фурса, этот показатель мог бы быть больше, если бы не нехватка рабочей силы.
Читайте главные новости дня:
- Какие новые города мечтает оккупировать Путин: военные эксперты назвали сценарии осени 2024 года
- Приехали в Киев на отдых: что известно о парне, погибшем на аттракционе через Днепр
- Байден ушел: поможет ли это демократам подвинуть Трампа и выиграть выборы
Мобилизация до 300 тыс. новобранцев снизит экономический рост Украины
В качестве примера экономист привел то, что металлургические заводы могли бы увеличить производство, если бы не кадровый дефицит. По прогнозам эксперта, мобилизация от 200 тыс. до 300 тыс. новобранцев снизит экономический рост примерно на 0,5%.
"Но это давление может усилиться, если многие испугаются и уйдут с рынка труда. Если будет мобилизовано от 200 до 300 тыс. человек, многие могут решить, что лучше где-то спрятаться от военкомов, чем идти работать, что приведет к тому, что они покинут рынок труда. В таком случае влияние на экономические показатели может быть гораздо большим. Невозможно подсчитать это точно, потому что мы не знаем, сколько людей сейчас прячутся и не работают", – рассказал Фурса.
Во многих отраслях стали нанимать женщин
Одним из непреднамеренных результатов стало определенное гендерное выравнивание на рабочих местах. Все потому, что многие отрасли решили нанимать женщин на должности, ранее зарезервированные для мужчин, поскольку они считались слишком тяжелыми. Украинские женщины получают новые возможности для карьерного роста, управляя машинами на фабриках, тракторами или работая охранниками.
Киевский метрополитен, потерявший почти треть своего довоенного персонала в связи с мобилизацией, в июне объявил о первых курсах подготовки женщин, которые станут проводницами. В то же время в Кривом Роге металлургический комбинат ArcelorMittal разместил рекламные щиты, на которых изображены женщины в униформе завода с лозунгом "Здесь на самом деле управляют женщины!"
На павлоградской угольной шахте изменение политики разрешения женщинам работать под землей создало возможность для 40-летней Татьяны Устименко получить работу своей мечты. Все мужчины в семье были шахтерами. А когда отец впервые показал еще 16-летней Татьяне шахту и ее огромную сеть тоннелей, девушка пожелала провести больше времени в том, что она описывала как другой подземный мир.
В статье говорится, что в первые месяцы после полномасштабного вторжения России шахтеры в Павлограде регулярно работали в две смены после того, как около 15% персонала отправились бороться с врагом. Тогда владелиц шахты энергетическая компания ДТЭК пригласила работавших на поверхности женщин подать заявки на работу под землей. Это была возможность получить более высокую зарплату и сверхурочные смены.
Устименко одной из первых подняла руку. Некоторые работы все еще были запрещены, но другие с меньшей физической нагрузкой, например обслуживание небольших электричек, которые подвозят работников из шахты лифта, теперь под землей выполняют более 120 женщин.
Несмотря на наем большего количества женщин, нехватка рабочей силы остается
Несмотря на то, что компании нанимают больше женщин, нехватка рабочей силы остается. Как рассказал заместитель гендиректора угольных предприятий ДТЭК в Павлограде Андрей Чернецкий, на каждой шахте постоянно не хватает как минимум 100 работников.
Другие украинские менеджеры по найму заявили – угроза мобилизации, приведшая к изъятию значительного процента их персонала, привела к наему, кроме женщин, большего количества молодых мужчин – моложе минимального призывного возраста в 25 лет.
Украинское правительство разрешило некоторым отраслям – например, критической инфраструктуры и оборонного производства – бронировать работников-мужчин от призыва. Однако большинство предприятий, отвечающих требованиям, могут забронировать только 50% своего мужского персонала из-за изнурительного и бюрократического процесса.
По словам Фурсы, предприятия, добросовестно соблюдающие налоговое законодательство и ведущие надлежащий учет, являются популярными целями для найма в армию, поскольку их данные открыты, что облегчает мобилизацию работников. Поэтому мужчины могут выбирать работу в другом месте.
Фермерские хозяйства – одни из предприятий, которые могут забронировать половину соответствующих работников-мужчин. Однако, как сообщил заместитель главы Всеукраинского аграрного совета Денис Марчук, особенно во время сева и уборки урожая с начала вторжения наблюдается нехватка трактористов. По его словам, квалифицированный персонал особенно дефицитен, и его сложно заменить. А оформление документов для освобождения некоторых работников от мобилизации часто может занять до двух месяцев. В этот период мужчины рискуют быть мобилизованными, особенно в сельской местности.
"Сельскохозяйственная техника, которую мы используем, очень сложная и дорогая: стоит от 150 тыс. до 200 тыс. долларов. Непрактично доверять такое оборудование неподготовленным лицам, поскольку неправильное использование может привести к значительным убыткам. А подготовка новых кадров, в частности молодежи, которая не подлежит мобилизации, является важной, но долговременной, по меньшей мере, пол года. Тем временем нельзя останавливать важную сельскохозяйственную деятельность", – рассказал главы Всеукраинского аграрного совета.
Он также сообщил, что некоторые аграрные университеты уже создают курсы для женщин, например, обучения вождению на дальние расстояния. Но, по словам Марчука, даже после войны "мгновенного притока личного состава из-за потерь и ранений не будет. Сектор столкнется из значительным дефицитом рабочей силы".
В то же время руководство угольной шахты в Павлограде не уверено, окончательно ли решение разрешить женщинам работать под землей. Никто не знает, когда закончится война, или что произойдет, когда она закончится, и тысячи мужчин вернутся на старую работу.
- Украинцы массово уезжают за границу: в НБУ назвали причину
- Повысят ли зарплату украинцам в 2024 году: прогноз Минэкономики
- В Украине значительно вырастут налоги: кому придется платить больше, что будет с тарифами и курсом