По количеству плавучих средств ВМФ Китая сегодня больше американского. Есть реальные военные угрозы со стороны Северной Кореи, подпитываемые Россией. Поэтому США укрепляют военное присутствие в Восточной Азии, чтобы предотвратить еще один возможный конфликт.
В воскресенье, 28 июля, в Токио впервые за 15 лет встретились министры обороны США, Японии и Южной Кореи. В совместной трехсторонней заявке по итогам переговоров чиновники заявили об укреплении сотрудничества по сдерживанию ядерной и ракетной угрозы со стороны Северной Кореи и "выразили серьезное беспокойство по усилению военного и экономического сотрудничества между РФ и КНДР".
Также, как пишет CNN, "историческим шагом" стало решение Вашингтона о модернизации и значительном обновлении их военного командования в Японии. "США повысит американские ВС в Японии в штаб объединенных сил с расширенными миссиями и статусом обязанностей", — сообщил глава Пентагона Ллойд Остин. Это, в сущности, отвечает Китаю и Северной Корее на их численные провокации в регионе и рост риска возникновения еще одного очага военного конфликта.
"Мы находимся на критическом этапе, и наши сегодняшние решения будут определять наше будущее", – добавила министр иностранных дел Японии Йоко Камикава. Все, что происходит на Ближнем Востоке, где в октябре 2023 года разразился вооруженный конфликт, и в Азии, где такие страны, как Россия, Северная Корея и Китай, используют многочисленные провокации, нераздельно связанные с войной против России Украины. Ведь автократические режимы очень хотят распылить ресурсы Запада, прежде США.
Что происходит в регионе Восточной Азии? Реален ли риск, что еще одна война может вспыхнуть еще и там? Что знают украинцы об укреплении сотрудничества между США, Японией и Южной Кореей? Но как это может ослабить Северную Корею, предоставляющую оружие России? Об этом ТСН.ua поговорил с Чрезвычайным и Полномочным Послом Украины в Японии Сергеем Корсунским.
– В воскресенье, 28 июля, в Токио состоялась первая за 15 лет встреча министров обороны США, Японии и Южной Кореи. В совместном заявлении они выразили серьезную обеспокоенность ростом военного и экономического сотрудничества между Москвой и Пхеньяном. И здесь вспоминаются многочисленные статьи в западной печати, что на Ближнем Востоке, где в октябре 2023 года вспыхнула еще одна война, может не ограничиться. некоторые говорят о Северной и Южной Корее. Действительно ли такой риск?
– Начнем с того, что мы в принципе в последнее время наблюдаем ренессанс в отношениях между Японией и Южной Кореей. Конечно, это происходит за активную поддержку США после того, как лидеры Южной Кореи и Японии наконец-то преодолели противоречие, объединившее времен Второй мировой. Наконец-то это преодолено, и не просто так, а потому, что в регионе резкий рост напряжения безопасности из-за агрессивной политики Северной Кореи.
Состоялась встреча в Токио, что три года назад было трудно представить. Сегодня это уже реальность, мы видим серьезное сближение позиций Южной Кореи и Японии по вопросам безопасности, особенно относительно запуска ракет Северной Кореей, которая продолжает время от времени испытывать нервы странам региона тем, что стреляет в сторону Японии ракетами, которые то долетают, то не долетают. Тем не менее это определенно вызывает серьезное напряжение. Сейчас они (США, Южная Корея и Япония – ред.) договорились создать систему раннего предупреждения и мониторинга, которая позволит оперативно обмениваться информацией и осуществлять ответные шаги по устранению угрозы, если она возникнет.
- Можете меня поправить, но я сравнила заявления премьера Кишиды, которые он делал, например, еще два года назад в начале полномасштабного российского вторжения и сейчас. На юбилейном Вашингтонском саммите НАТО в начале июля он сказал любопытную фразу: "Украина сегодня – это может быть Восточная Азия завтра".
– Да, он эту фразу сказал уже довольно давно – очень скоро после начала полномасштабной российской агрессии, когда Япония начала пересматривать свои концепции безопасности, потому что нужно было убеждать и население Японии, и политиков, и вообще свою позицию четко определять. Подразумевается: то, что уже два с половиной года происходит в Украине, может повториться в Азии.
То есть, в Азии может возникнуть конфликт, фактически может перерасти в войну.
А конфликт может возникнуть, потому что здесь есть пока мелкие споры: в Южнокитайском море корабли Китая и Филиппин; вокруг островов Сэнкаку; постоянные провокации русских и китайских ВС, то самолеты летают, то корабли плавают вокруг японских островов. Поэтому мы понимаем, что могут возникнуть проблемы. За последние два года сотни раз японские самолеты перехватывали самолеты Китая и России, которые пролетали вдоль границ Японии. Это все не может не вызывать озабоченности. И премьер-министр Кишида очень четко выразил это, повторив в Вашингтоне свою формулу видения геополитической ситуации. Ибо опять же возникает вопрос: какова роль Японии на саммите НАТО, какова ее позиция? И, конечно, Россия нагнетает эту тему здесь, в местных пабликах и соцсетях, и находятся местные полезные идиоты, высказываемые на эту тему с пророссийских позиций. Поэтому премьер очень четко обосновывает свою позицию, и понимание прямой связи между войной России против Украины и ситуацией в Азии является квинтэссенцией, неудивительно, что он ее повторяет.
– О встрече в Токио Reuters также пишет, что впервые переговоры между США и Японией на уровне Минобороны также касались "расширенного сдерживания" – обязательства США использовать в том числе свои ядерные силы для сдерживания атак на союзников. То есть, США готовы предоставить Японии свой ядерный зонтик? Было ли это всегда?
- Это предусмотрено соглашениями безопасности США с Японией и Южной Кореей, в том числе и относительно ядерного зонтика. Другое дело, применят ли США ядерное оружие в ответ на атаку ядерным оружием? Я не могу утверждать, потому что нужно подробно разбирать язык договоров. Однако, насколько я понимаю, сегодня речь идет основным образом о том, что должна быть создана суперсовременная, модернизированная и многоэшелонированная система, чтобы даже мысли не было о ядерной атаке. Но если она произойдет, то, грубо говоря, чтобы ракета с ядерной боеголовкой не взлетела.
В этой связи даже Японией принята концепция превентивного удара: если есть достоверная информация, что по территории Японии может быть совершена атака, можно атаковать это место и эту военную базу, где бы она ни находилась. Когда президент Байден, и это я вам могу точно сказать, после этих лет ковидки впервые посетил Токио, он не просто так подтвердил обязательство США. А, что очень важно, он специально подчеркнул, что обязательства США по защите Японии касаются также островов Сэнкаку. Во-первых, там никто не живет. Во-вторых, на них претендует Китай. И это был определенный месседж, потому что Китай постоянно и открыто говорит о своих претензиях на эти острова. А они находятся между Окинавой и Тайванем. Понятно, почему они представляют такой интерес?
– Также по итогам переговоров в Токио США объявили о переформатировании и возобновлении штаба своих объединенных ВС в Японии. О чем идет речь? Ведь, по сути, это ответ Китая, и, по словам Ллойда Остина, — самое значительное изменение в ВС США в Японии за последние 70 лет.
– До настоящего времени оперативное командование теми подразделениями ВС США, которые расположены в Японии, осуществлялось из центрального командования на Гавайях – это 4 часа лета – довольно далеко. Они покрывают весь Тихоокеанский регион, что делает несколько неэффективными оперативные действия ВС США, если нужно действовать быстро, грубо говоря. Теперь командованию ВС США в Японии передана возможность осуществлять самостоятельное оперативное управление подразделениями, находящимися в их подчинении. Это серьезное изменение, о котором они говорили уже не первый день и месяц. США давно осознали, что угроза растет.
Если считать, просто по математическому количеству, ВМФ Китая сегодня больше ВМФ США.
Такого никогда не было, чтобы флот любой страны имел преимущество перед ВМФ США. По качеству и количеству авианосцев и тому подобное, обычно США имеют приоритет. Но по количеству кораблей впереди уже Китай. Если мы можем этого не замечать, то для США это вопрос номер один. Поэтому они и начали переформатирование, сменилось командование американского 7-го флота и командование ВС США в Японии. Они не просто так меняют людей – они меняют весь функционал, давая возможность более оперативно реагировать на вызовы. Все понимают, что задержка даже на минуты или секунды может привести к трагедии, потому что расстояния между Северной Кореей и Японией очень маленькие, это рядом. Поэтому эти изменения осуществляются с учетом очень серьезной озабоченности, существующей в первую очередь в отношении КНДР.
– Здесь Лавров заявил, что появление американского ядерного оружия в Юго-Восточной Азии увеличит риски для безопасности региона, а Россия, по его словам, может сыграть там балансирующую роль. Это цинизм, учитывая, что Россия сама же и распространяет ядерное оружие, размещая его, например, в Беларуси. Плюс Северная Корея. Да и Китай к 2030 году может удвоить количество своих ядерных боеголовок до 1000 единиц.
- Давайте здесь разделим, потому что это немного разные вещи, хотя может казаться наоборот. Китай никогда не скрывал и не скрывает желания увеличить свой ядерный потенциал. По сравнению с РФ и США у него в десятки раз меньшее количество боеголовок. Точного количества имеющихся в КНР сейчас боеголовок я не помню, речь шла о 300 или что-то такое. Но ведь мы понимаем, что эта статистика может не соответствовать действительности. Тем не менее, параметры таковы: в РФ – 6000; в США примерно столько же, у Китая – 300. Для чего Пекин работает над увеличением ядерного потенциала – мы это не обсуждаем, потому что они имеют на это право. Китай никогда не был стороной соглашений, ограничивающих ядерные вооружения. Более того, на предложение (США – ред.) вступить в переговоры они отказались.
Я не исключаю, кстати, что для них Россия едва ли не большей угрозой, чем США. Просто пока они об этом не говорят.
Но в основном, что касается ядерной угрозы в регионе, то, конечно, все смотрят на Северную Корею. Это неконтролируемый режим, по совершенно непонятным причинам полностью разрушивший все каналы сотрудничества с Южной Кореей, наработанные за десятки лет. Причем Южная Корея не совершала каких-либо атак или провокаций. Напротив, постоянно были намерения и предложения, если не объединение, то уменьшение напряжения. Даже сейчас был саммит АСЕАН, куда были приглашены представители Южной и Северной Корей, где представитель Южной Кореи хотел пожать руку представителю КНДР, но он отказался. Это было замечено в японской печати и свидетельствует, что они не хотят разговаривать. Поэтому, никто не знает, что ему (Ким Чен Ину – ред.) придет в голову. Особенно сейчас.
Появилась информация, что благодаря России экономика Северной Кореи начала развиваться, речь идет чуть ли не о 3% росте ее ВВП, потому что Россия начала закупать там вооружение.
Более того, она что-то поставляет в Корею. Опять же мы можем только догадываться, но то, что она туда поставляет, невероятно беспокоит США, Южную Корею и Японию. Это сотрудничество и позиция Северной Кореи рассматривается как абсолютно реальная военная угроза номер один. Экономически КНДР не может представлять никакой угрозы, но с точки возможной провокации, обстрелов… Извините, там до Сеула, если я не ошибаюсь, 50-60 км от линии разграничения. Можете себе представить уровень крушения. Поэтому США, Япония и Южная Корея укрепляют свое сотрудничество де-юре и де-факто, чтобы свести к минимуму риск провокации со стороны Северной Кореи.
– Тогда логично возникает следующий вопрос. Действительно ли новая американская Администрация, кто бы ни выиграл президентские выборы в США, будет больше сфокусирована на Азии, чем в Европе?
- На самом деле это реальность. Кто отслеживал политику США в течение послевоенного периода, знают, что для Америки регион Азии жизненно важен. Сегодня здесь сосредоточено 50% мирового ВВП. Очевидно, что США не могут оставить регион без внимания, потому что здесь Китай есть обязательства (безопасные — ред.) Вашингтона относительно целого ряда стран региона. Это Япония, Южная Корея, Филиппины и Таиланд. Но кроме этого здесь и ресурсы, и торговля, и, конечно, Тайвань. Не зря США держат здесь огромный военный контингент, 7-й флот, несколько военно-морских баз. Есть целый ряд островных государств Тихого океана – Маршалловы острова, Микронезия и Палау, которые имеют специальный режим свободной ассоциации с США, гарантирующими их безопасность. Там английский язык, доллар и граждане этих трех государств, они суверенны, но могут без виз въезжать в США и жить там как граждане Америки, только что не участвующие в выборах.
Поэтому это увеличивает такое присутствие в США. Здесь Гавайи, здесь есть базы, где США проводили исследования разных видов оружия. Поэтому мы должны понимать, что Азия всегда была, есть и будет жизненно важным регионом интересов США. То, что сегодня Вашингтон уделяет такое огромное внимание Европе и войне России против Украины, это без преувеличения в том числе заслуга и украинской дипломатии, ВСУ, которые показали, что могут сдерживать намного превосходящего врага.
И, конечно, появились очень серьезные интересы США, чтобы в этом конфликте все же победила Украина.
Поэтому здесь уже несколько иной с моей точки зрения аспект евразийской системы безопасности НАТО. Это другой, можно сказать, пласт внешней политики США, потому и действуют они здесь несколько иначе, чем в Азии. Можно сказать, что Ближний Восток, Европа и Азия – это три региона, на которые мы должны обращать внимание, когда говорим, где будут концентрироваться основные усилия США. Кстати, именно поэтому в этих трех регионах и жарко. Ибо те, кто хотят сместить США с позиции мирового лидера, именно в этих трех регионах и должны наносить им вред. Это совершенно очевидно, поэтому никаких случайностей здесь нет. Так оно и происходит, такие попытки предпринимаются, ну и, соответственно, предпринимаются шаги противостоять таким вызовам.
- В статье для Bloomberg в преддверии юбилейного Вашингтонского саммита НАТО бывший верховный главнокомандующий объединенными ВС блока Джеймс Ставридис предложил включить Японию, Австралию и другие страны региона в Альянс. Как это реально?
– Это, скорее всего, просто мнения господина Ставридиса. Членство Японии в НАТО не обсуждается даже теоретически. При этом между Японией и Альянсом есть специальная программа сотрудничества. Мы об этом много раз с вами говорили, что Япония имеет самую пацифистскую конституцию в мире. Она не может быть стороной военных союзов, потому что в Японии нет ВС – у них Силы самообороны. У них очень ограниченный мандат, четко определенный конституцией, решениями правительства и стратегией обороны. Конечно, они могут участвовать в миротворческих операциях, но не могут быть задействованы по статье 5 (о коллективной обороне Альянса – ред.), если говорить о членстве в НАТО.
Есть очень тесное и реально активное сотрудничество между НАТО и Японией. Те же виды вооружения, которые есть в НАТО, так или иначе применяются в Японии, или производятся или закупаются. Японии очень хорошо известны стандарты НАТО. Резко увеличилось количество совместных учений, в том числе с участием стран НАТО. Все это абсолютно объективная нормальная реальность, исходящая из той угрозы, которая существует для Японии и стран региона. Но о членстве Японии в НАТО речь не идет.
Но что мы видим, это очень тесные взаимоотношения между группой стран-региона – это Япония, Южная Корея, Филиппины, Австралия, Новая Зеландия. Потому что эти страны сейчас очень тесно координируют военную политику. Подписаны соглашения по взаимному допуску ВС на территорию каждой страны. Есть проекты по созданию новых видов оружия, куда также присоединяются такие страны, как Британия, Италия. Поэтому, на самом деле, есть тесное сотрудничество, полное понимание, четкая координация действий и совместные учения. Но на сегодняшний день это почти исчерпан перечень тех совместных усилий, которые осуществляются странами Индо-Тихоокеанского региона с членами НАТО.
Есть четкое понимание, что в регионе Юго-Восточной Азии и Восточной Азии существует несколько точек серьезного напряжения, что может привести к конфликту, который теоретически при определенных условиях может перерасти в войну.
При этом все понимают, что, к примеру, Китай вряд ли в этом интересе. Речь идет о таких режимах как Северная Корея и Россия, которая выступает в роли провокатора. Именно поездка Путина в КНДР – это и есть настоящая провокация (Россия и Северная Корея подписали договор о стратегическом партнерстве, которое предусматривает взаимную помощь в случае агрессии – ред.). Поэтому есть четкое понимание всех происходящих стран региона, которые нужно делать срочные контрмеры, чтобы по крайней мере в регионах Азии были сдерживающие факторы, которые невозможны для начала какой-либо вооруженной агрессии между любыми странами. Потому что здесь, на самом деле, трудно найти две страны, которые не имели бы территориальных претензий друг к другу. Просто они не находятся в горячей фазе, и лучше для всех так и получить.