15 августа в кинотеатры наконец-то добирается долгожданный многими зрителями космохоррор «Чужой: Ромул» — седьмая часть культовой франшизы «Чужой», начатой в далеком 1979 году Ридли Скоттом. В рецензии ниже рассказываем, на что делает ставку режиссер и сценарист Феде Альварес — ностальгическое возвращение к истокам или, возможно, какие-то свежие идеи, и насколько обоснованным выглядит выбранный подход.
Плюсы:
хорошо передан дух оригинального фильма и, в значительно меньшей степени, сиквела Кэмерона; лента прекрасно работает как космохоррор; с технической стороны возникают определенные вопросы, но в целом внимание к деталям не может не радовать; приятные ссылки к предыдущим частям;
Минусы:
вторичность истории, которая не предлагает свежего взгляда на франшизу; сплошь невыразительные персонажи; «воскресший» персонаж визуально выглядит странно и неуместно; некоторые сценарные условности; причудливая концовка может понравиться не всем;
«Чужой: Ромул» / Alien: Romulus
Жанр научно-фантастический хоррор
режиссёр Федерико Альварес
В ролях Кейли Спейни, Изабелла Мерсед, Дэвид Джонссон, Арчи Рено, Спайк Фирн, Эйлин Ву
Премьера кинотеатры
Год выпуска 2024
Сайт IMDb
Где-то среди беспросветной тьмы лишенной солнечных лучей шахтерской колонии и бесперспективного существования в рабстве крупной корпорации вынуждена находиться молодая девушка Рейн Кэррадайн. Она живет вместе с дефектным андроидом Энди. Однажды они получают заманчивое предложение — исследовать обнаруженный неподалеку заброшенный корабль, или даже целую космическую станцию, принадлежащую компании Weyland-Yutani Corporation.
Цель — найти там оборудование для криосна, которое позволило бы молодым людям покинуть рабскую колонию навсегда и отправиться в более привлекательную местность. Но то, что казалось билетом в новую, лучшую жизнь на практике превращается для героев в натуральный кошмар.
События «Чужого: Ромул» разворачиваются между первой частью Ридли Скотта и сиквелом от Джеймса Кэмерона — то есть как раз посреди священной классики научно-фантастического кино, куда другой, особенно менее статусный режиссер совать нос не рискнул бы. Но уругвайский кинодел Феде Альварес, который уже отметился успешным ремейком «Зловещих мертвецов» (2013) Сэма Рейми и настоящим хитом «Не дыши» (2016), не испугался такого вызова, и точно не зря.Классическая тетралогия «Чужой» примечательна тем, что каждая последующая часть создавалась новым режиссером и была выполнена в другом жанре. Поначалу напряженный и чрезвычайно атмосферный космохоррор в сиквеле уступил место динамичному научно-фантастическому боевику. После этого наступало время для клаустрофобного психологического триллера, а уже дальше эстафету подхватывал постмодернистский взгляд на отношения неуступчивой Эллен Рипли и мерзкого ксеноморфа.
Несмотря на жанровое разнообразие, сам концепт «борьба человека против монстра в космосе» не предполагает достаточного пространства для какого-то радикального переосмысления, которое могло бы стать настоящим откровением. В приквельной перезагрузке отец франшизы Ридли Скотт попытался провернуть нечто подобное, при этом выкрутив масштабы истории на максимум, где тесные коридоры звездолета были заменены на высокобюджетные исследования планет. Однако такой подход, мягко говоря, получил неоднозначную реакцию: как к «Прометею» (2012), так и особенно к «Завету» (2017) у многих зрителей возникали вопросы.
Феде Альварес, очевидно, учел этот фактор и попытался доказать, что далеко не всегда есть смысл изобретать велосипед, а порой достаточно просто смазать цепь, чтобы путешествие было максимально комфортным. Вместе со своим соавтором Родо Саягесом, Альварес выдал космохоррор в духе культового оригинала. Следовательно, такой подход действительно будет выглядеть вторичным, но он вполне обоснован, ведь мы получили хорошо реализованный, крепкий и определенно увлекательный жанровый образец.Больше никаких углубленных курсов по (псевдо)философии и многозначительной игры на флейте; «Ромул» — бескомпромиссное, довольно кровавое и порой отвратительное действо, от которого становится не по себе, и в рамках жанра это хорошо.
Здесь в кадре кислота разъедает беззащитные пальцы, безжалостно пробивает грудную клетку грудолом, сочится белоснежным молоком поврежденный андроид. При этом авторы не сосредотачиваются лишь на предыдущих наработках — стоит вспомнить хотя бы эпизод, перекочевавший сюда где-то из «Тихого места» или гравитационный квест с кислотой.
Жанровая и, в частности, франшизная аутентичность «Ромула» уместно подкрепляется хорошо знакомыми поклонникам серии крупными планами слюнявого ксеноморфа, практичными спецэффектами, раздражающим миганием света, саундтреком, подчеркивающим обреченность героев, устаревшей техникой. Каждая деталь в кадре приятно ласкает зрительский глаз.
Но есть здесь и обратная сторона медали, которая касается уже эффектов цифровых, с помощью которых авторы буквально достали с того света одного персонажа. По уровню исполнения выглядит странно — сейчас в TikTok или Instagram псевдо-Леонардо Ди Каприо или Киану Ривзы кажутся более реалистичными.
Нечего толком сказать об актерских выступлениях: Кейли Спейни изо всех сил старается изобразить первородный страх и последующую решительность, но на статус новой Рипли явно не тянет. Андроид Энди в исполнении Дэвида Джонссона кажется самым интересным персонажем, потому что зритель не знает наверняка, чего от него ожидать в следующей ситуации. Остальные герои представляют собой не более чем беспомощных болванчиков, которым не суждено что-то иное, кроме как стать жертвами космической твари.Феде Альварес строит свое повествование буквально на обломках злосчастного «Ностромо», хорошо держит напряжение, придерживается зловещей атмосферы первого фильма (и немножко второго) и выдает его достойного последователя, который не стесняется быть вторичным.
Как космохоррор лента работает на полную. Как свежий взгляд на франшизу — затея крайне сомнительная. Так что если вы готовы к очередным побегушкам по темным тесным коридорам — приятного просмотра. Если же нет — при условии кассового успеха в Голливуде ваш крик все равно никто не услышит.
Вывод:
Создатели «Чужого: Ромул» шагают по изрядно протоптанной тропе, но делают это достаточно уверенно, чтобы новая/старая встреча с ксеноморфом показалась стоящим времяпрепровождением.