Перманентная неопределенность усиливает риски, влияющие на курс, инфляцию и экономический рост. В основном они находятся вне пределов влияния центрального банка, а значит, и влияние монетарных инструментов на развитие инфляционных процессов, в частности и на экономическую ситуацию в целом, сейчас очень ограничено. Как сдержать инфляцию при повышении акцизов или налогов? Как предотвратить рост пессимистических инфляционных ожиданий, если правительство отчитывается о дыре в полтриллиона гривен в бюджете?
Несмотря на это, в итоге груз ответственности за свершившиеся риски — как инфляционные, так и курсовые — согласно закону ляжет именно на плечи регулятора.
К примеру, если Национальный банк может сдерживать резкие колебания курса путем собственных интервенций на валютном рынке, то влиять на ожидания он может лишь косвенно — через коммуникации с обществом. Главным принципом центрального банка сейчас должен быть девиз: «говори, что делаешь, и делай то, что говоришь». Это важное условие для дальнейшего обеспечения макроэкономической стабильности. Но желательно, чтобы этого принципа всегда придерживались и другие макроэкономические агенты, или игроки рынка, — правительство и парламент.
24 июля на заседании Правления НБУ было принято решение не менять учетную ставку и оставить ее на уровне 13%. 1 августа Национальный банк обнародовал очередной июльский Инфляционный отчет. А 6 августа Нацбанк провел встречу с широким кругом экономических экспертов, где обсудили очередное монетарное решение о ставке и других мерах регулятора в монетарной сфере, а также новый макроэкономический прогноз НБУ. Все эти меры осуществляются согласно стратегии прозрачности и подотчетности НБУ через совершенную и широкую систему коммуникаций с правительством, экспертами, бизнесом и общественностью.
При этом каких-либо других публичных коммуникаций и стратегического планирования государственных решений от других ветвей власти, которые также могут влиять на инфляцию в сторону ее сдерживания, а значит, и на экономическую ситуацию, не было…
Это должно беспокоить, потому что добавляет неопределенности, которой и так хватает. В конце концов, экономическая политика — это командная игра, и каким бы сильным ни был один нападающий, он все равно рассчитывает на слаженную работу других игроков. А инфляция хотя законодательно и относится к сфере ответственности НБУ, но фактически также находится под влиянием фискальной политики или законодательных изменений и влияет на всю экономику и все население.
Углубимся в инфляционные детали. Национальный банк повысил прогноз инфляции к концу года до 8,5%. Именно поэтому он приостановил снижение учетной ставки и оставил ее на уровне 13%. Несмотря на относительно невысокий уровень текущей инфляции в июле в 5,4%, в мае тренд на ее снижение развернулся на повышение. Инфляция со стороны спроса также начала расти, что привело к повышению базовой инфляции до 5,7% в июле (см. рис. 1).
Фундаментальное давление усилилось за счет увеличения затрат бизнеса на повышение заработных плат и стоимости электроэнергии, а также вследствие действия эффекта перенесения девальвации гривни на рост цен. Национальный банк ожидает дальнейшего усиления фундаментальных факторов со стороны спроса на инфляцию, что отображается в ускорении базовой инфляции к концу года. По его прогнозу, базовая инфляция на конец года может достичь уровня в 7%.
Значительным инфляционным фактором может стать также и решение правительства о повышении налогов. Очевидно, что эти дополнительные доходы бюджета сразу же пойдут на выплаты военным и очень быстро усилят спрос на потребительском рынке.
При этом давление на инфляцию может усилиться и за счет уменьшения предложения овощей и других сырых продовольственных товаров из-за жаркой погоды этим летом.
Все эти проинфляционные факторы привели к ухудшению инфляционных ожиданий населения, которое постепенно начинает реагировать на изменение инфляционного тренда (см. рис. 2).
Очевидно, что на решение Национального банка сохранить ставку неизменной влияло и стремление оставить привлекательными депозиты населения и бизнеса в гривне, то есть на положительном уровне относительно будущей инфляции. Это решение, с одной стороны, противодействует перетеканию гривни с депозитов на валютный рынок, а с другой — защищает гривневые сбережения от инфляции. Конечно, такое решение в некоторой степени затормозит кредитование за счет высоких ставок, хотя главными факторами высоких ставок по кредитам являются все риски, связанные с войной.
Однако с середины 2025 года инфляционное давление должно ослабнуть благодаря мерам НБУ и улучшению ситуации с энергообеспечением. И, по оценкам Нацбанка, инфляция на конец 2025 года будет на уровне 6,6%.
Как все это повлияет на экономику? Национальный банк оценивает рост реального ВВП на уровне 3,7% к конца года.
Конечно, в условиях войны даже такой показатель роста экономики является позитивом, хотя надо учитывать, что он рассчитывается от очень низкой базы сравнения, когда падение реального ВВП в 2022 году составило 29,1%. После стремительного рывка в начале года рост реального ВВП существенно замедлился из-за резкого падения предложения электроэнергии, связанного с разрушением россиянами наших энергетических и инфраструктурных объектов.
Вследствие значительных разрушений производственных мощностей и инфраструктурных объектов экспорт продукции металлургии и машиностроения будет слабым, а динамику экспорта будет определять уровень урожая сельскохозяйственных культур. С другой стороны, расширение экспортных путей на фоне оживления внешнего спроса внесет свой вклад в рост.
В своем прогнозе НБУ закладывает цифры по урожаю на уровне 54 млн тонн в 2024 году и 58 млн тонн в 2025-м. Вместе с тем дефицит текущего счета платежного баланса ухудшится в 2025 году (минус 19 млрд долл. против минус 14 млрд долл. в 2024-м).
При этом та же текущая фискальная политика и, соответственно, значительные государственные расходы будут основным драйвером экономического роста в 2024 году.
Что касается международных резервов, то по состоянию на 1 августа уровень международных резервов составлял 37,2 млрд долл. Национальный банк оценивает, что тенденция к снижению уровня международных резервов к концу года постепенно уменьшится, а их уровень будет оставаться достаточным для обеспечения устойчивости валютного рынка (см. рис. 3).
Среди многих политиков и экспертов существует мнение о том, не слишком ли много валютных резервов находится на балансе Национального банка, и, возможно, какую-то часть можно было бы использовать на нужды экономики и обороны. Но и украинский опыт кризиса 2008 года, и опыт других стран показал, что достаточность валютных резервов является основным предохранителем от валютных кризисов и фактором обеспечения макроэкономической стабильности.
На сегодняшний день уровень международных резервов превышает 100% от минимально необходимого согласно композитному критерию МВФ, однако этот критерий МВФ для достаточности резервов рассчитывается для стран, не находящихся в состоянии войны. А вот роль достаточности резервов для Украины, находящейся в состоянии войны и, соответственно, в условиях высокой неопределенности, многократно возрастает. Резервы становятся основным инструментом центрального банка для удержания стабильности финансового рынка. Но дальнейшая динамика международных резервов и ситуация на финансовых рынках в Украине будут зависеть не только от состояния украинской экономики и финансов, а в большей степени от уровня международной помощи стран-партнеров, сотрудничества с международными финансовыми институтами и, в частности, продолжения программы EFF с Международным валютным фондом и от дальнейшего эффективного сотрудничества с внешними частными кредиторами.
Итак, основными рисками ухудшения экономического роста и ускорения инфляции остаются усиление и большая продолжительность войны, дальнейшее повреждение промышленных и энергетических объектов и критической инфраструктуры, а также возможный разрыв между потребностями бюджета и уровнем неэмиссионного финансирования бюджета. К макроэкономическим рискам также необходимо отнести дефицит рабочей силы на рынке труда, что может быть следствием интенсификации войны и роста эмиграции. Также существенным риском остается как недостаточность международной помощи, так и ее недостаточная регулярность, что обусловлено политическими процессами в странах-партнерах Украины. При этом существует вероятность реализации ряда относительно положительных сценариев, связанных с улучшением экспортных возможностей, ускорением европейской интеграции Украины и более быстрым восстановлением энергетического потенциала.
Безусловно, важным вкладом в снижение рискованных влияний и усиление оптимистических, а не пессимистических настроений населения было бы углубление коммуникаций о текущем ходе событий и будущих планах, в которых принимал бы участие не только Нацбанк. Демонстрация совместной и слаженной работы и общее соблюдение принципа «говори, что делаешь, и делай, что говоришь» помогли бы существенно нейтрализовать тревожность как бизнеса, так и населения, оказав положительное влияние на экономику.