Немногим больше года назад, во время проведения в помещении Черниговского областного академического музыкально-драматического театра имени Тараса Шевченко выставки «Люті пташки летять у Чернігів», анонсированной как встреча-презентация украинских производителей БПЛА, представителей летных школ и военных, применяющих дроны на фронте, в город прилетела другая «птичка» — российская ракета «Искандер-М». Как сообщали правоохранительные органы Украины, это баллистическое железо было рассчитано на подрыв в воздухе. Взрывная волна и начинка ракеты вызвали страшные последствия. Были повреждены более 60 зданий, взрывной волной (в радиусе полукилометра) разбросало автомобили, стоявшие возле театра и проезжающие мимо. Сам театр оказался под открытым небом — крыша полностью разлетелась, выбило почти все окна. Внутри театра местами (в фойе и над лестничными клетками) обвалился потолок. Самым ужасным последствием стало ранение более двухсот и гибель семи человек, среди которых был шестилетний ребенок.
Виновных начали искать сразу, через полтора часа после инцидента в Чернигове уже был министр внутренних дел. Организаторы рассказывали, что хотя анонс мероприятия и был публичным, локацию сообщили за несколько часов до начала. Правоохранители возбудили уголовные дела, заговорили о несанкционированном распространении информации о расположении и перемещении Вооруженных сил Украины, нарушении законов и обычаев войны, объединенных с умышленным убийством, и даже служебной халатности. Местная и областная власти в поиске виновных разругались по принципу крыши, разлетевшейся после удара, — вдрызг. Виновных ищут до сих пор. В то же время Черниговский драмтеатр хотя и был в эпицентре взрыва, от скандальных разборок остался в стороне, нужно было срочно спасать изувеченное здание и решать сложный вопрос «а что дальше?».
В театр, словно на толоку, собрались инициативные горожане. Многие из них — даже со своим инвентарем. За четыре часа неравнодушные активисты вместе с коллективом театра полностью убрали штукатурку, стекла и все, чем был засыпан зрительный зал. Чуть позже руководство театра решило проблему с консервационными и ремонтно-аварийными работами и прозвучало шекспировское «быть или не быть?». Правда, не на сцене, а риторически — что делать театру дальше… На третий день после ракетного удара была проведена репетиция спектакля «П’ять пісень Полісся» (приглашенный режиссер Игорь Матиев). Следовательно — быть!
В начале октября 2023 года после обследования строителями, разрешения технического надзора и экспертов театр начал новый, 98-й театральный сезон спектаклем «Гріх» (режиссер-постановщик Андрей Бакиров) по одноименному произведению Владимира Винниченко. Все действо проходило в формате «сцена на сцене». И если для кого-то из режиссеров это такой специальный прием, то для Черниговского театра это был вынужденный ход. Сцену, на которой расположили сто мест для зрителей, из соображений безопасности специально оградили от поврежденного зала пожарным занавесом.
В целом после ракетного удара театр планировал выпустить пять спектаклей. Кроме «Гріха» и спектакля «П’ять пісень Полісся», зрители увидели постановку «Вірогідності» по пьесе украинского драматурга Ольги Анненко (режиссер Алексей Тришкин), авторскую сказку Андрея Водова — мюзикл для детей «Різдво, Різдво, Різдво!!!» (режиссер Руслана Рец). Пятой премьерой должен был стать спектакль режиссера Маргариты Савенко «Білоксі Блюз», рассказывающий о мобилизации молодых американских ребят. Тема призыва была раскрыта, но не в спектакле, как планировалось, а в реальности. В конце мая этого года, словно гром с ясного неба, театральное сообщество страны всколыхнула прецедентная новость о том, что Черниговский драмтеатр вынужден приостановить работу на неопределенный срок из-за мобилизации в ряды ВСУ мужчин (актеров, специалистов по свету, звуку и техников сценического оборудования). Оказалось, что драмтеатру не предоставили статус критически важного для региона предприятия. Ситуация с бронированием работников театра до сих пор не изменилась.
Но вот существенно изменился внешний вид театра, и то благодаря международной финансовой поддержке на сумму около 300 тысяч евро, предоставленной французским агентством по международному техническому сотрудничеству Expertise France в рамках программы mAIDan Украина, которую финансирует Министерство Европы и иностранных дел Франции. Внутри здание сильно подлатали, выполнив демонтажные работы, усилили конструкции и кирпичные стены, возвели крышу, утеплили, установили перекрытия и заменили все поврежденные окна. Работы остается еще довольно много, поэтому театр снова ждет меценатов, которые откликнутся финансовой поддержкой.
Не знаю, задействованы ли государственные средства в восстановлении Черниговского театра, могу сказать только о дороге Киев—Чернигов, по которой двигалась к театру и которую ремонтируют (очередное «большое строительство») на многочисленных участках так, что разогнаться просто негде.
Сейчас на своем «репертуарном пути» не может разогнаться и Черниговский театр. В прошлом сезоне спектакль «Білоксі Блюз», в котором должна была быть задействована мужская часть труппы, вынуждены были заменить спектаклем «Алло» с дуэтом — один актер и одна актриса (современный украинский драматург Сергей Марен, режиссер Маргарита Савенко).
20 августа 2024 года Черниговский театр начал новый театральный сезон. На стенде возле театра рядом со стихийным мемориалом в честь погибших 19 августа 2023 года размещены две афиши — вышеупомянутого спектакля «Алло» и премьерной постановки «Молочайник». Обе постановки реализованы благодаря художественному грантовому проекту (при содействии Международного фонда «Партнерство за сильну Україну»).
«Молочайник» — первый после ракетного повреждения театра спектакль, для просмотра которого зрители заняли места не в актерском пространстве сцены, а привычно — в зрительном зале. Пьеса выбрана не случайно, а по критерию матриархального состава: в ней пять женских ролей и ни одной мужской. После Одессы (Одесский театр юного зрителя имени Юрия Олеши), Киева (Киевский академический драматический театр на Подоле) и Львова (спектакль «Дочки», Львовский академический драматический театр имени Леси Украинки) Чернигов стал четвертым городом, где обратились к женской драматургии. Одно из преимуществ этой пьесы, кроме правдиво и трагикомично выписанных диалогов, — низкая вероятность снятия спектакля с репертуара из-за очередной мобилизации.
Автор пьесы «Молочайник» Оксана Гриценко (журналист, драматург, сценарист и соучредитель «Театра драматургов») отмечает, что это трагикомедия. Черниговский театр словно специально отмежевывается от негативного слова «трагедия» и отмечает: «современный мистично-комический миф».
По сюжету весной 2022 года в оккупированном россиянами селе Херсонской области с символично-выразительным названием Кавунивка оказывается семья в женском составе: баба Надя (пенсионерка с бурным будущим, впоследствии прикованная к кровати), мама Светлана (фанатка выращивания сортовых помидоров с мечтой об участии в тематической выставке в Италии) и две дочери — Олеся (хипстерка и буддистка, которая в оккупации создает популярный и провокативный Телеграм-канал, как это ни рискованно) а также Оля (предприимчивая бизнисменка, которая наживается даже на орках). Еще соседка Валентина (учительница украинского языка, крестная и, соответственно, кума упомянутого семейства). Оккупанты обустраиваются в селе, пытаются установить свои порядки и власть. И со временем каждая из женщин находит свое предназначение и свой «фронт борьбы». Когда при невозможности решить элементарную проблему (купить больному пожилому человеку лекарство) мать Светлана впадает в отчаяние, баба Надя поддерживает ее, настойчиво обучая и требуя провести обряд гадания и вызвать (вырастить из зерен молочая) демона-защитника Молочайника, который поможет в борьбе с нечистой российской силой, захватившей село. Мифическое создание в спектакле визуализировано в виде существа высокого роста, одетого в сплошную зеленую листовую кикимору. С появлением загадочного Молочайника зло начинает стремительно терять позиции, оккупантов и здравый смысл.
В одном из интервью Оксана Гриценко поделилась, что прототипы героинь пьесы — собирательные образы женщин, которые она создавала на основе своего жизненного опыта, интервью с женщинами, которые пережили оккупацию, смогли выехать, и историй от родственников, оставшихся на тех территориях. Как человек, который родился и вырос в селе, я понимаю, что региональный суржиковый язык — явление тотально господствующее. В «Молочайнику», наверное, странно было бы слышать чистый литературный украинский язык. Но искусственного суржика в спектакле так много, что если бы он был строительным материалом, то хватило бы перекрыть еще минимум две-три крыши.
Художественное оформление автор постановки и музыкального оформления художественный руководитель театра Андрей Бакиров решил благодаря минимальному количеству декораций (несколько кроватей, диван, пространство кухни, сплошная белая стена дома с двумя окнами в разных комнатах и отверстием на сцене, которое обыграно как бомбоубежище). За стеной воображаемого дома по количеству действующих лиц размещены пять монолитных крепких столбов, которые во время спектакля опускаются все ближе к сцене, словно демонстрируя аллюзию стойкости героинь спектакля.
Оккупационных историй современной войны сейчас можно насобирать на сотни спектаклей, каждая из них, конечно, будет содержать свои перипетии, но их все будет объединять одинаковый опыт — желание выжить и избавиться от врага. «Молочайник» хотя и является историей об опыте Херсонщины, но очень гармонично вписывается в черниговские народные верования. Как человек неместный, увидев на сцене зеленого Молочайника, я не смогла понять, почему общая реакция зала — не страх или предостережение, а радостное возбуждение. И уже после спектакля убедилась, что Чернигов не зря называют городом легенд.
На въезде в Чернигов, по киевской трассе, слева от Екатерининской церкви стоит черниговский Молочайник, прозванный в народе «Зеленым оберегом Чернигова». Когда город был в осаде, именно с этого направления через реку Десна россияне пытались войти в город. Им это не удалось, и многие из местных связывает эту неудачу с тем, что, кроме человеческого сопротивления, помог черниговский оберег. Этот визуальный образ и стал прототипом мистического Молочайника на сцене театра.
Вера в помощь сверхъестественных сил всегда добавляет моральную стойкость и уверенность, но реальность требует конкретики. Поэтому под новой крышей Черниговского театра логично нашлось место для ящика пожертвований на такмед и амуницию для работников театра. За два премьерных и не аншлаговых показа удалось собрать около 10 тыс. грн. Кто захочет помочь защитникам после прочтения статьи, добро пожаловать перейти по реквизитам: Монобанк 5375 4112 1793 2354 (банка «Так.мед.+амуниция»).
В театре (без единого слова или намека) я почувствовала, насколько сейчас тяжело работать коллективу в условиях репертуарно-женского и финансово-затруднительного выживания. Хочется верить, что именитые режиссеры-постановщики, и не только они, имеющие «театральную бронь», найдут время и желание доехать до Чернигова (150 км — это два часа в одну сторону) и помочь театру, поставив с местными актерами разножанровые постановки, пока ведущий режиссер Черниговского театра защищает Украину на фронте.