Как утверждает Financial Times, Украина своим наступлением на Курск пересекла не только границы России, но и красные линии, установленные Вашингтоном.
С начала полномасштабного вторжения России в Украину США настаивали, что их целью является помощь Украине защитить свою территорию и выжить как суверенное государство. Любые предложения перенести войну на территорию России рассматривались как опасные.
После вторжения в Курскую область президент Украины Владимир Зеленский раскритиковал ограничения, которые Америка наложила на военные усилия Украины. Он назвал "наивной, иллюзорной концепцией так называемых красных линий в отношении России" подход некоторых партнеров к оценке войны, заявив, что эта концепция "разрушилась".
Разница между осторожностью Вашингтона и рискованными действиями Киева отражает не только различные оценки того, насколько далеко можно давить на Владимира Путина, но и некоторую разницу в военных целях.
В начале конфликта президент Джо Байден поставил перед своей администрацией две цели: поддержать Украину и избежать третьей мировой войны. Если придется выбирать между этими двумя целями, США явно выберут вторую.
Украина же борется за свое выживание и приняла бы прямое вовлечение США в войну с Россией. По данным недавней книги Дэвида Сэнгера, Байден даже предположил в разговоре со своими помощниками, что Зеленский может намеренно пытаться втянуть Америку в третью мировую войну.
В результате у Вашингтона и Киева разная склонность к риску. США последовательно осторожно относятся к видам оружия, которое они поставляют Украине. Когда Украине впервые предоставили ракеты HIMARS большой дальности, администрация Байдена ограничила дальность их применения.
Разница в толерантности к риску между Америкой и Украиной отражается и в Европе. Страны, близкие к линии фронта, которые ощущают непосредственную угрозу со стороны России, такие как Эстония и Польша, настаивают на предоставлении Украине более современного оружия и большей свободы его использования. Германия последовательно действует намного медленнее.
Украинцы давно жалуются, что осторожность их самых могущественных союзников означает, что их просят воевать с одной рукой за спиной. Россия свободно наносит удары глубоко внутри Украины, но Украине запрещено наносить удары в ответ.
И украинское, и американское правительства утверждают, что администрация Байдена не была проинформирована о наступлении на Курск до того, как оно произошло. Хотя Америке явно выгодно отрицать прямое участие в планировании атаки на российскую территорию, похоже, что это правда.
Во время наступления на Курск украинцы взяли пример с Израиля, осуществив военную акцию, которая не была одобрена Вашингтоном. И Украина, и Израиль исходят из того, что если действие будет успешным, оно получит ретроспективное одобрение Америки. Если же оно потерпит неудачу, США в конечном итоге помогут им справиться с последствиями.
Пока что в Вашингтоне с осторожным оптимизмом относятся к наступлению на Курск, хотя остаются сомнения относительно того, смогут ли силы Киева удержать захваченную территорию и выдержать российские атаки на востоке Украины.
Но даже успех Украины вряд ли заставит США отбросить осторожность. Американцы по-прежнему намерены избежать прямого конфликта с Россией и все еще серьезно относятся к угрозе ядерного конфликта.
США знают, что Путин публично угрожал применением ядерного оружия, и что Россия последовательно отрабатывала его применение во время военных учений. В 2022 году американская разведка перехватила частые и иногда детальные разговоры между российскими военными о применении ядерного оружия.
Возможно, некоторые из этих разговоров были предназначены для прослушивания. Тем не менее, американцы восприняли публичные угрозы России и частные разговоры достаточно серьезно, чтобы Джейк Салливан, советник Байдена по национальной безопасности, предупредил Россию о "катастрофических последствиях" в случае применения ядерного оружия.
Американцы указывают на это предупреждение Салливана, чтобы опровергнуть идею о том, что они просто сложили руки перед лицом российских угроз. Вместо того, чтобы уважать красные линии России, США и их союзники постепенно переступали через них, проверяя, насколько далеко можно давить на Путина путем постепенной эскалации.
Некоторые западные аналитики считают, что наступление на Курск теперь решительно опровергло ядерные угрозы Путина. Филлипс О'Брайен из Университета Сент-Эндрюса утверждает, что вторжение в Россию "всегда было последней предполагаемой красной линией применения ядерного оружия - и украинцы... прямо пересекают ее".
Но США не считают, что последняя красная линия была успешно пересечена. Советники Байдена продолжают считать, что если Путин поверит, что его режим находится на грани полного поражения, россияне могут прибегнуть к применению ядерного оружия. Когда украинцы жалуются, что их союзники боятся идеи победы, они правы.