19 августа лидер РФ Владимир Путин посетил Азербайджан – страну, которая включена Киевом в перечень своих стратегических союзников.
Азербайджанская сторона подчеркивает знаковый характер визита Путина и его высочайший дипломатический статус.
С точки зрения Баку, этим визитом глава Кремля окончательно признал новую реальность на Южном Кавказе и показал, что он на стороне победителя.
О том, какой внешней политики придерживается Азербайджан, в том числе в отношении Украины, читайте в статье заместителя директора Центра ближневосточных исследований Сергея Данилова Объятия с Путиным, партнерство с Украиной: какой внешний курс выбрал Азербайджан.
Далее – краткое ее изложение.
Наибольший резонанс в украинском сегменте социальных сетей вызвало сообщение, что во время визита объявлено о планах расширения сотрудничества азербайджанской государственной нефтяной компании SOCAR с "Газпромом".
Острая реакция Азербайджана на антисокаровскую кампанию в украинских сегментах соцсетей позволила увидеть определенные границы, которые в Баку не готовы переступать.
В частности, в Баку боятся проектов с Россией, которые не получат одобрения Еврокомиссии и потенциально могут повредить расширению рынка азербайджанского газа в ЕС.
Поэтому преуменьшают значение вероятных газовых сделок с "Газпромом".
Но больше всего в Баку возмущаются обвинением в финансировании войны против Украины.
В то же время в Баку сладко улыбаются Путину и продвигают "Срединный коридор", который предусматривает логистические маршруты, фактически альтернативные российскому направлению.
А еще – Баку интенсивно ищет союзников в регионе и пытается ускорить интеграционные процессы со странами Центральной Азии, чтобы таким образом увеличить свое участие в мировой торговле и транзите, что потенциально должно положительно повлиять на безопасность страны.
Однако в Азербайджане считают, что самым выгодным союзником для их страны является именно слабая Россия.
А слабость, которую демонстрирует Запад на многих примерах, от Саудовской Аравии, Ирана и до России, создает ощущение окна возможностей.
В Баку искренне и справедливо возмущаются тем, что их законная борьба за восстановление территориальной целостности не находит поддержки.
А обида на Запад хорошо ложится на общее антизападное медийное поле в стране и во всем регионе.
Как следствие, от азербайджанских экспертов все чаще можно услышать о суверенитете и субъектности своей страны.
При этом под суверенитетом понимается прежде всего свобода от влияния стран Запада на решения правительства Азербайджана.
Такую политику в Баку называют многовекторной, которая единственно возможна для страны в текущих геополитических условиях.
Картина мира, созданная азербайджанскими элитами, близка к российской концепции суверенитета.
И это рано или поздно начнет влиять на азербайджанское восприятие Украины и российско-украинской войны.
Однако сейчас симпатии азербайджанцев бесспорно на стороне Украины, о чем не забывают напоминать комментаторы в Азербайджане.
Вместе с тем с начала полномасштабной войны поддержка Баку ограничилась преимущественно риторическим уровнем.
И не проявилась даже в голосовании на Генассамблее ООН.
И этому не следует удивляться.
В стране свободно работают российские пропагандисты.
А еще звучит тезис о том, что Украина не сделала всего, что могла, для Азербайджана, когда 20% его территории было оккупировано армянами.
Но именно украинское сопротивление подарило азербайджанскому президенту Ильхаму Алиеву слабую Россию.
Подробнее – в материале Сергея Данилова Объятия с Путиным, партнерство с Украиной: какой внешний курс выбрал Азербайджан.