Комитет Верховной рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики поддержал обновленную версию правительственного закона о повышении налогов и рекомендовал нардепам принять его в первом чтении.
Без повышения НДС и налога на роскошь.
Комитет Верховной рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики поддержал обновленную версию правительственного закона о повышении налогов №11416-д и рекомендовал народным депутатам принять еев первом чтении.
Дело в том, что первый законопроект “О внесении изменений в Налоговый кодекс”, который Кабинет министров одобрил и внес в Верховную Раду в середине июля, подвергся критике и вызвал дискуссии внутри страны.
По словам Ярослава Железняка, первого заместителя председателя Комитета Совета Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, депутатаот фракции “Голос” доработанный правительственный законопроект о повышении налогов претерпел значительные изменения.
“Из нового, что добавили: установление ставки налога на прибыль для банков в размере 50% на 2024 г.; повышение ставки налога на прибыль для финансовых компаний до 25%; ежемесячная отчетность по НДФЛ”, – сказал Железняк.
По его словам, была трудная дискуссия по изъятию нормы о налоге 50% на банки.
Депутаты выступили за.
Против выступили НБУ, Минфин и говорят категорически против МВФ.
Говорят, что придется докапитализировать банки и невозможно будет привлечь 385 млрд.
на рынке до конца года.
Договорились вернуться к этому во втором чтении.
В свою очередь председатель Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев сообщил, чтокое-чтоубрали из предыдущего проекта.
“НДС не повышается; военный сбор на предметы роскоши убрали; 1% налог с оборота исключили; таможенную реформу и реформу БЭБ (Бюро экономической безопасности.
- Ред.) реализуем; расходы сокращаем и да, производим очень жесткую и эффективную детенизацию”, – сказал Гетманцев.
В то же время многие предыдущие пункты остались без изменений.
Среди них: увеличение военного сбора до 5%; рост налогов для ФЛП первой и второй группы; для экономического бронирования помесячная отчетность НДФЛ; внесение авансовых взносов на АЗС; 25% прибыли на финучреждения.
Известно, что предполагается, что дополнительные налоговые поступления от повышения акцизов на табак и горючее составят 16,9 млрд грн, еще 3,3 млрд грн должны поступить от внедрения акциза на сладкие напитки.
Минфин снизил ожидания.
После разработки новой версии закона о повышении налогов, Минфин более чем в два раза снизил ожидания поступлений от него.
“Министерство финансов снизило ожидание поступлений в 2024 г.
от законопроекта №11416-д о повышении налогов - со 125 млрд грн до 57,8 млрд грн”, - сообщил Железняк.
В частности, от повышения военного сбора ожидают привлечь в бюджет 27,3 млрд грн, от налога 50% на банки – 27,3 млрд грн, от увеличения налогов на 1-2 группу ФЛП – 1,7 млрд грн, от авансовых взносов на АЗС – 1 млрд грн.
Также, по словам Железняка, две нормы законопроекта не успеют дать эффект в этом году – введение 1% военного сбора на ФЛП 3-й группы и повышение налога на прибыль финансовых учреждений до 25%.
К тому же упали ожидания поступлений от законопроекта на 2025 г.
– с 350 млрд.
до 136 млрд.
Поэтому Железняк прогнозирует большую проблему сведения бюджета.
“Минфин спрашивал 125 млрд грн, имеющиеся ресурсы – 30 млрд грн.
Я интерпретирую ответ Минфинатак: будет очень трудно свести бюджет”, – уточняет Железняк.
В то же время, известно, что профинансировать потребность страны в обороне Минфин предлагает также за счет дополнительных поступлений от ОВГЗ на 220,1 млрд грн, еще 65,7 млрд грн планируют получить благодаря экономии расходов на обслуживание и погашение госдолга, а 75,8 млрд грн - за счет перевыполнения плана доходов госбюджета в первом полугодии 2024 г.
Также есть надежда, что Украина получит часть суммы в 50 млрд долл.
от замороженных российских активов.
В то же время, пока не было твердых гарантий от G7, что Украине дадут эти деньги.
Какие были дискуссии.
Первый вариант закона о повышении налогов вызвал дискуссии в стране из-за того, что были сторонники повышения налогов для всех категорий населения и предлагавшие обложить налогом в основном богачей.
Известно, что вместо повышения военного сбора депутаты предложили увеличение НДС.
“Есть философия, которую предложило правительство – во многих местах взять понемногу, чтобы продемонстрировать необходимость поступления в бюджет абсолютно конкретной цифры, которую спрашивает оно..
Существует другая модель – взять один налог, имеющий самую широкую базу обслуживания, а именно налог на добавленную стоимость и повысить его на определенный процент”, – рассказал председатель Верховной Рады Руслан Стефанчук в интервью Українським новинам.
В свою очередь председатель Комитета Верховной Рады по вопросам бюджета Роксолана Подласа тоже выступала за это.
“Повышение НДС “достаточно привлекательный” вариант повышения налогов, поскольку его легко администрировать”, - сказала она.
Она также спрогнозировала, что предложенная правительством модель после дискуссии в парламенте претерпит изменения.
В то же время, в Министерстве финансов выступали против предложения повышения НДС, поскольку это негативно повлияет на всех граждан, особенно на уязвимые категории с низкими доходами, в том числе пенсионеров.
“Справедливее установление военного сбора на товары, которые не являются товарами первой необходимости.
Такие как автомобили, недвижимость и ювелирные изделия”,– говорили в Минфине.
Требование МВФ.
“Война вряд ли закончится в этом году.
К сожалению, она будет продолжаться и в следующем году.
В 2025 г.
Украине понадобится больше внешнего финансирования, чем мы ожидали.”,- сказал глава миссии МВФ Гевин Грей.
Он считает, что Украине следует искать внутренние ресурсы.
“Внутренняя политика Украины также должна быть направлена на достижение желаемого результата”,- добавил он.
По мнению Грея, повышение налогов будет способствовать желанию доноров продолжать поддерживать Украину.
“Потребности в государственных расходах останутся значительными в среднесрочной перспективе, и, следовательно, прогресс в принятии налогового пакета повлияет на готовность доноров продолжать поддерживать Украину”,- сказал он.
По словам Грея, готовность международных партнеров с утверждением анонсированного правительством налогового пакета к продолжению поддержки будет выше, поскольку это будет для них свидетельством стараний государства обрести большую самодостаточность и независимость от внешней помощи.
Он акцентировал внимание на необходимости “какого-то увеличения налоговых поступлений” и отметил, что в Украине состоялись очень оживленные дебаты относительно налогового пакета.
“К сожалению, реальность ситуации такова, поэтому есть логика в предложении, которое выдвинуло правительство”, - отметил Грей.
Виктория Хаджирадева.