С начала этого года основным коррупционным ньюзмейкером в Украине является министр энергетики Герман Галущенко и его подшефная компания НАЭК "Энергоатом". Только за последний месяц три должностных лица из близкого окружения Галущенко, включая его заместителя Александра Хейло, получили подозрения.
Напомню, что после начала полномасштабного вторжения на оккупированной территории осталось 17 000 МВт генерации, в том числе 6000 МВт Запорожской АЭС, а за последние пять месяцев на контролируемой территории Украины ракетными ударами России было разрушено или повреждено еще 9000 МВт маневренной генерации. Масштабы наших потерь мощности сопоставимы с потреблением в энергосистеме, например, Польши.
Очевидно, что впереди нас ждет самая сложная зима за весь период независимости.
Я уже устал говорить, что для реагирования на чрезвычайный вызов нам нужен чрезвычайный ответ - ШАНС (Штаб Антикризовий з Надзвичайного Стану), подробно об этом я писал здесь:
https://www.facebook.com/share/p/r9sCypEND5qZY6Pi/
Но это не путь Министерства Деркача, потому что из всех возможных вариантов они предсказуемо выбирают худший для страны. Вместо приоритетных мероприятий, которые могут дать быстрый эффект для улучшения нашего энергобаланса уже к началу осенне-зимнего периода 2024/2025, они планируют начать десятилетний долгострой. Делается это под соусом "достройки 3 и 4 блоков Хмельницкой АЭС".
Рассмотрим все в хронологическом порядке, но без подробностей ...
Решение о том, что Хмельницкая АЭС будет состоять из 4-х энергоблоков общей мощностью 4000 МВт, было принято еще в 1973 году. 1-й энергоблок был введен в эксплуатацию в 1987 году. Строительство 2, 3 и 4-го энергоблоков было остановлено согласно мораторию 1990 года. После его отмены в 1993 году продолжено строительство 2-го энергоблока, который введен в эксплуатацию в 2004 году.
В 2008 году Кабинет Министров Украины согласовывает достройку 3 и 4-го энергоблоков Хмельницкой АЭС, при этом для проекта был утвержден тип реакторного оборудования ВВЭР-1000/В-392, производства АО "Атомстройэкспорт" (инжиниринговый дивизион ГК "Росатом"). Согласно ТЭО, именно под этот тип реактора начинаются строительные работы. А когда деньги "внезапно" заканчиваются - все прекращается.
В 2012 году был принят ряд решений: Верховной Радой Украины – относительно размещения, проектирования и строительства 3-го и 4-го блоков Хмельницкой АЭС, Кабинетом Министров Украины – относительно технико-экономического обоснования строительства, со сметой в 40 млрд. грн.
Однако, в 2015 году в ответ на российскую агрессию Верховная Рада Украины поддержала решение о денонсации соглашения о сотрудничестве между украинским и российским правительством в вопросе развития атомной энергетики.
Фактически, с 2008 года, когда строительство прекратилось, и по сей день мы имеем возможность наблюдать фильм "Постапокалипсис ХАЭС-3,4" – без людей, где постепенно все здания возвращались к "естественному" состоянию: конструкции гнили, арматура, торчавшая из недостроенного фундамента, ржавела, строительные площадки постепенно подтапливались.
Уже при команде Деркача-Галущенко достройка 3,4-го энергоблоков ХАЭС попала в комплекс мероприятий, который был утвержден Указом Президента Украины от 22.09.2022 № 406/2020 "О неотложных мерах по стабилизации ситуации в энергетической сфере и дальнейшего развития ядерной энергетики".
И тут в январе 2024 года Галущенко вытащил из кармана этот подгнивающий кейс, поняв, что в него еще можно "влить бабло" – в Верховную Раду был вынесен проект закона по достройке 3 и 4 энергоблоков Хмельницкой АЭС.
Строительство 3 и 4 энергоблоков Хмельницкой АЭС на болгарских реакторах является профанацией по следующим причинам:
- Несмотря на то, что реакторы для постройки блоков пытаются выкупить у Болгарии, догадайтесь с первого раза, кто их проектировал? Да, это российская технология. Реакторы были поставлены Россией в Болгарию много лет назад для строительства АЭС "Белене". И самое пикантное то, что даже Болгария должна получить согласие России на передачу этого оборудования в Украину.
- У болгар планируется закупка реакторных установок В-466. Оборудование В-466 имеет другие геометрические размеры и состав, размещение которого требует разрушения строительных конструкций шахты реактора, боксов парогенераторов и т.д.
- Относительно состояния строительных конструкций 3,4-го энергоблоков. Может Котин не в курсе, но если штукатурить трещины в бетоне, то они никуда не исчезают, их просто не видно. Я уже не говорю о состоянии арматуры железобетона и биозащиты шахт реакторов. Защитная оболочка реактора вообще наиболее уязвима к внешнему воздействию осадков и температур, она не подлежит объективной проверке в недоступных для инструментального контроля местах, а это последний барьер защиты АЭС. Невозможно совместить реакторы В320 с В466 в рамках имеющихся сооружений – это основная техническая проблема, даже если забыть, что никто в мире не строит АЭС без гарантий и участия в строительстве генерального конструктора реакторной установки. 80% готовности строительных конструкций 3-го блока это не аргумент. Наоборот, 25% готовности 4-го блока – это лучший аргумент в пользу меньшего количества изменений в строительных конструкциях, однако лучше в таком случае вообще начинать все с нуля.
- Существует большая вероятность того, что поставленное оборудование будет недоукомплектовано. Уже сейчас известно, что болгарские реакторы не укомплектованы образцами-свидетелями (это несколько десятков кг металла выплавки корпуса реактора, без которых эксплуатация реактора недопустима по условиям безопасности). Никто в мире не может воспроизвести условия выплавки конкретной партии металла корпуса реактора, поэтому придется организовывать нелегальную доставку этих образцов вместе с паспортами корпусов реакторов из России и делать вид, что они якобы воспроизведены в Украине.
- Остальное оборудование на В466, которого не хватает в болгарской спецификации, есть в России, оно было также изготовлено для АЭС в Финляндии, строительство которой остановлено. Галущенко и Котин рассчитывают, что его удастся легализовать через Венгрию и Чехию. А для России это уже металлолом, который невозможно продать на другие проекты, кроме Украины.
- Проектные и болгарские реакторы имеют разные системы безопасности: В-392 рассчитана на три системы безопасности без пассивных систем отвода тепла воздухом, а В-466 имеет четыре системы безопасности, независимую систему аварийной защиты и ввода жидкого поглотителя нейтронов, двойной контаймент и тому подобное.
- Функции проектировщика пытается имитировать ГП "Атомпроектинжиниринг", со шлейфом постоянных коррупционных скандалов. Они даже не смогли разработать новое ТЭО под В466. О каком проекте может идти речь? О каком строительстве за 3-4 года? Персонал НАЭК "Энергоатом" саботирует решение Котина, поэтому и нет соответствующего ТЭО. Никто не знает проекта В466.
- Откуда будут брать топливо для реакторов? Его, как известно, планируют покупать у компании Westinghouse. Пояснительной запиской к закону утверждается, что согласно ТЭО "... предусмотрена возможность работы энергоблоков Хмельницкой АЭС в маневровом режиме". Ядерное топливо, поставляемое Westinghouse, действительно не имеет ограничений для работы в таких режимах. Однако, без испытаний этих режимов комплексно, в составе блока, делать заявления, что все будет работать – очередной дешевый пиар. Последние испытания для обоснования возможности работы блоков ВВЭР-1000/В-320 в маневровом режиме, которые проводились в 2015 году на 2-м блоке Хмельницкой АЭС, не могут быть использованы, поскольку проводились для другого ядерного топлива и других условий маневрирования.
- Без гарантий генерального конструктора и генерального проектировщика В466 завершить строительство и ввести его в эксплуатацию невозможно. Разговоры, что это реакторная установка, которую разрабатывала Украина в советском союзе – очередная ложь. Кто будет договариваться с Россией и на каких условиях?
- Министерство Деркача солгало, что трансграничные вопросы согласованы с западными партнерами. Это не так, потому что в 2019 согласовали с Австрией, в 2021 с Чехией и Венгрией, однако все это для неопределенного проекта ВВЭР из Европы, а не для В466. Расчет на то, что никто не заметит, мягко говоря, очень наивный. А вот Россия этим непременно воспользуется, если все пойдет не по ее сценарию. Блоки будут построены только при условии, если Украина капитулирует.
- В первую очередь нам необходимо системно заниматься возвращением в работу Запорожской АЭС. Это требует привлечения всего имеющегося кадрового ресурса, который ограничен. Никакие параллельные строительства АЭС мы проводить не сможем. Если же ЗАЭС разрушат, то это вообще поставит под сомнение любое развитие АЭС в Украине на базе российских технологий, потому что это возможность для России прямо или через свои прокси создавать риски, как генеральный конструктор.
- Относительно сроков. Галущенко обещает подключить к сети два блока по 1,1 ГВт за 3-4 года. Правда, недавно НАЭК "Энергоатом" почти 2 года не мог подключить подаренную USAID газотурбинную электростанцию мощностью 28 МВт. А еще помните, как они эпично 2 года ремонтировали сломанный 2-й энергоблок Хмельницкой АЭС? До сих пор энергосистема из-за этого недополучает 400 МВт, которые сегодня на вес золота. Даже если кто-то решится строить блоки 3 и 4 на Хмельницкой АЭС – их введут в эксплуатацию в лучшем случае в середине 2030-х годов, потому что строительство АЭС – это не "парад" быстрых решений, это стратегическая задача, которая решается, исходя из долгосрочных программ социально-экономического развития государства.
- Ну и на десерт – о стоимости. Во сколько же нам всем обойдется этот "банкет во время чумы"? По старому ТЭО 2018 года строительство двух атомных блоков стоило 2,8 млрд. долларов. Прошло 6 лет, никто из НАЭК "Энергоатом" публично не озвучивает новую смету. Планируют пойти привычным путем – начать с чего-то, а дальше постоянно ныть о нехватке денег. По оценке экспертов-атомщиков реальная смета этого долгостроя составит 6-7 млрд. долл. Но это не важно, поскольку никто на самом деле ничего не собирается строить.
Все вышесказанное понятно всем, кто причастен к атомной энергетике.
Несмотря на это, этим летом Министерство Деркача привлекло весь доступный ему админресурс, чтобы протолкнуть Закон Украины "О размещении, проектировании и строительстве энергоблоков № 3 и № 4 Хмельницкой атомной электрической станции" №11146. Министр Герман Галущенко лично приходил на Комитет по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг, а затем на закрытое заседание фракции "Слуга народа" чтобы агитировать депутатов в пользу голосования. Пока тщетно, голосов за этот закон летом не было.
Что вообще происходит спросите вы?
Ничего особенного, все по плану, Министерство Деркача продолжает выполнять программу своего Московского Хозяина (в лице ГРУ ГШ РФ), основной целью которой является уничтожение нашей энергетики вместе с нашей способностью сопротивляться агрессору путем внедрения бессмысленных (неработающих) решений и утилизации дефицитного финансового ресурса.
На этот раз это делается для того, чтобы предоставить НАЭК "Энергоатом" правовые основания для возможности расходования на достройку блоков (а фактически – пиздинга) дополнительных средств, которые появились после последнего повышения тарифов для населения (с 1 июня, с 2.61 до 4.32 грн. за 1 кВтч). Это, на минуточку, дополнительных 50 млрд. грн., львиная доля которых по алгоритмам энергорынка осядет в НАЭК "Энергоатом".
Сейчас начался новый политический сезон. Я уверен, что они продолжат давить и любой ценой пытаться собрать необходимые голоса в Верховной Раде Украины!
Я призываю все здоровые силы этой страны сопротивляться Министерству Деркача и не дать ему реализовать запланированный Болгарский гоп-стоп!