/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F67%2F174d16c7bd39aad05de04ca511f307c3.jpg)
Как помочь школьникам понять математику: три совета от ученой
Учителя могут демонстрировать школьникам математику с помощью понятных моделей, связанных с их жизненным опытом. Например, используя подручные материалы – картон, веревку, ткани и т.д.
В то же время педагоги должны начать объяснять материал с визуализации, а не с абстрактных законов. Об этом рассказывает доктор физико-математических наук, заведующая лабораторией прикладной математики Национального центра "Малая академия наук Украины" Екатерина Терлецкая в интервью Зеркало недели.
"Обычно речь идет об абстрактных понятиях, которые потом начинают демонстрировать на конкретных примерах. По такой схеме, например, изучение понятия "диаграммы Вороного" должно происходить так: сначала учитель должен дать математическое определение понятия, затем продемонстрировать алгоритм построения таких диаграмм, а затем показать разнообразные способы применения их в реальной жизни", – объясняет ученая.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F67%2F42f1c22bd5e58c98d7dfd0a9b6f30789.jpg)
Первое правило, которое должны соблюдать учителя, это строить обучение по схеме; "Сформировать – продемонстрировать".
По словам Терлецкой, в частности диаграмму Вороного, можно объяснить на примере поляны с воняющими грибами. Школьникам нужно проложить маршрут, чтобы чувствовать вонь меньше.
То есть дети получают из проложенных путей диаграммы Вороного. Далее она предлагает заменить грибы ресторанами и спросить школьников, какой смысл в разбиении точек пространства на области.
"Конечно, это области, где живут потенциальные клиенты, ближайшие к определенному ресторану. А если это игроки на поле, то мы с помощью такого разбиения можем определить, какая команда контролирует поле. А если мы обведем это в овал и дорисуем немного, то вообще получим узор на панцире черепахи", – объясняет специалист.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F67%2F641b2160e51885090dd06269d185e9fc.jpg)
К схеме "Сформировать – продемонстрировать" можно добавить еще компонент – "Получить собственный опыт". Таким образом, диаграммы вороного можно создать с помощью мыльных пузырей в стакане.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F67%2F7f15c0522a053423e5192fced4df5820.jpg)
Третий совет – выход учителей за пределы учебников.
Ученая привела в пример профессора дискретной математики Альбрехта Бойтельшпахера, который основал проект о том, как объяснять абстракции. Теория ученого состоит в том, что педагог должен поставить себя на место студента и установить, что вызывает трудности в решении. После этого учитель должен попытаться объяснить материал по-другому.
Ранее OBOZ.UA рассказывал, почему двоечники становятся более успешными в жизни отличников.

