Повышение налогов. Предварительный check-up
Повышение налогов. Предварительный check-up

Повышение налогов. Предварительный check-up

Повышение налогов. Предварительный check-up

Недавний пересмотр текущей программы сотрудничества с МВФ подтвердил, что повышения налогов украинскому правительству не избежать. Впрочем, перед повышением налогов любая власть должна четко видеть, в каком состоянии находится отечественный бизнес и как на деловой активности в стратегической перспективе скажется такое изменение. Так какая же ситуация в бизнесе на текущий момент сложилась в Украине?

С одной стороны, отечественный бизнес сохраняет оптимизм: он продолжает донатить около 3% от собственных оборотов, а это около 200 млрд грн за последние 12 месяцев, в дополнение к уплачиваемым налогам.

С другой — у реального сектора уже не хватает 26% персонала, то есть на текущий момент 26% вакансий не заполнены. Ситуация близка к катастрофической, особенно если учесть необходимость усилить мобилизацию. У нас также 45% загруженности производственных мощностей. До широкомасштабной агрессии этот показатель составлял 76%.

Продолжается и давление правоохранительных и других государственных органов на бизнес. И это давление не снижается (по свидетельству 13% предпринимателей, оно даже усилилось за последние месяцы), несмотря на то, что принят в первом чтении закон о Бюро экономической безопасности и появился Совет по вопросам поддержки предпринимательства в условиях военного положения при президенте.

Прогресса не будет без формирования доверия к судебной власти и новых экономических реалий — либеральных экономических реформ. До тех пор, пока появляются законы наподобие «Клуба белого бизнеса», роль налоговиков будет только повышаться. Так же, как будет больше коррупционных схем и дискреции в экономике.

Только когда мы осуществим значительную приватизацию, антикоррупционную реформу налоговой системы, перезагрузим таможню, проведем дерегуляцию и обеспечим эффективную работу Антимонопольного комитета Украины, тогда действительно получим детенизацию экономики, улучшение экономического развития и привлечение инвестиций.

А еще бизнесу не хватает финансового ресурса. На сегодняшний день исследования показывают, что бизнесу отказывают и по внутреннему, и по внешнему финансированию. Еще далеко не все освоили инструменты грантового финансирования. Бизнесу не хватает около 300 млрд грн капитала для финансирования текущих потребностей.

Несмотря на то, что Национальный банк снижает учетную ставку и вроде бы размораживает постепенно кредитование, в Министерстве экономики между тем уже исчерпался ресурс для программы «5−7−9» и подобных программ — фактически нет финансирования.

Итак, бизнесу крайне необходим долгий дешевый финансовый ресурс, которого на сегодняшний день в стране нет. Ожидания инвестиционного ресурса в рамках Ukraine Facility оправданы, но требуют от бизнеса усилий по реструктуризации, улучшению качества проектов и проектного менеджмента.

Какие есть еще наибольшие проблемы для бизнеса, кроме войны? Уже который месяц подряд вторая по важности проблема после непредсказуемости войны — это непредсказуемость действий самого государства, которые могут в любой момент ухудшить состояние бизнеса.

Это и является ключевым противоречием на сегодняшний день: вместо того, чтобы строить инклюзивный подход в формировании государственных политик, разрабатывать с бизнесом совместную стратегию развития, государство в основном давит на бизнес, рассматривает его преимущественно как недобросовестный, как такой, у которого нужно что-то «отжать». Такое отношение выталкивает бизнес, инвестиции и таланты из страны.

Даже блокирование налоговых накладных постепенно перестает быть доминирующей проблемой — бизнес адаптировался и закладывает эти риски в бизнес-модель, что, кстати, становится одной из причин роста промышленной инфляции. Для понимания, за последние шесть месяцев 75% бизнеса столкнулись с блокированием налоговых накладных. Мы же понимаем, что на самом деле это около 40+ млрд грн, системно выведенных из оборота бизнеса.

Увеличение налогов

Мы уже опубликовали нашу аналитическую работу, где исследовали, как повышение налогов повлияет на украинскую экономику.

Да, тактически повышение налогов будет способствовать поступлениям в государственный бюджет на уровне 150 млрд грн в следующем году. Но при этом оно приведет к дальнейшей потере ожидаемого роста экономики по меньшей мере на 1,5 п.п. ВВП.

Более того, 52% предпринимателей заявляют о готовности полностью отказаться от инвестиционных планов или существенно их сократить из-за намерения власти повысить налоги и отказаться от введения экономического бронирования (данные исследования Advanter Group, август 2024 года).

Одновременно мы подсчитали, что благодаря налоговой реформе, таможенной реформе, экономическому бронированию и другим инструментам можно дополнительно привлечь в государственный бюджет от 400 млрд до 1 трлн грн в год, то есть значительно больше, чем в случае повышения налогов. И без негативного эффекта для деловой активности.

То есть даже в минимальном сценарии можно привлечь вдвое больше денег, чем от поднятия налогов. И тут вопрос: почему принимают не те решения, которые способствуют экономической устойчивости и развитию страны, а принципиально другие? И это ключевой, хотя и риторический вопрос.

Что делать?

Есть ли ответ на вопрос: что делать? Конечно, есть. Украине надо думать не о выживании. Потому что тот, кто думает лишь о выживании, никогда не выживает. Выживает только тот, кто думает о развитии, потому что лишь развитие усиливает, выводит на другой технологический и управленческий уровень армию, экономику, государство, общество.

Украина должна выбрать экономический прорыв как ключевую стратегию. Может ли страна осуществить прорыв во время войны или хотя бы после нее? Да. И мы видим пример Балканских стран, отдельные из них смогли в три или даже в четыре раза увеличить ВВП на протяжении десяти лет после завершения войны.

Украина может осуществить этот прорыв и иметь ВВП 800 млрд долл. за десять лет после победы. Что для этого нужно сделать?

Вряд ли строительство будет ключевым драйвером украинской экономики. Мы исследовали много стран — восстановление Польши, Израиля, послевоенного Кипра, Хорватии, Словении и других. И везде ни недвижимость как сектор, ни строительство как отрасль не были драйверами экономического роста.

Как бы там ни было, необходимо развивать промышленность, технологизировать экономику, развивать сервисные индустрии, экспортоориентированные отрасли. Именно это — ключ к развитию экономики Украины. Нам нужно усложнять экономику: развивать переработку, производство конечных продуктов, от пищевой промышленности до IT-сектора.

Мы должны понимать, что для того, чтобы самостоятельно, без международной помощи, выплачивать обязательства, имеющиеся внутри страны, — по обороне, по образованию, по пенсиям, нам необходима как минимум вдвое большая экономика, чем сейчас.

Понятно, что это невозможно сделать мгновенно. То есть мы будем зависеть от международной помощи еще много лет. Но хотелось бы, чтобы это была не столько помощь, сколько инвестиции, которые бы позволили нам быстро выйти на трек стремительного экономического роста.

Для этого необходимо экономическое видение наподобие разработанного в Коалиции бизнес-сообществ за модернизацию Украины и предусматривающего набор реформ: либеральной экономики, создания возможностей, системы справедливости. Реформ, которые делают страну, ее общество и сам бизнес справедливыми.

Все это позволит иметь новый общественный договор, иметь меньше государства в экономике и больше свободы. Но ответственной свободы со стороны самих граждан. Именно тогда мы ломаем трек деградации и становимся на трек развития, когда украинец берет на себя ответственность за благосостояние семьи, образование детей, медицинское обеспечение, а государство будет помогать тем, кто не может о себе позаботиться.

Человекоцентричное государство — это государство, которое способствует, создает возможности и заботится, но заботится только о тех, кто в этом действительно нуждается. При этом сам украинец драйвит собственное развитие и, в итоге, развитие страны.

Без изменения общественного договора, без гражданского просвещения, без изменения отношения государства к обществу и бизнесу все это невозможно.

В конце концов, если говорить о практических шагах, которые мы должны и можем реализовать сейчас, то следует сделать наши бизнесы bankable — готовыми к принятию грантов, инвестиций, партнерства.

А еще мы должны задуматься над кластеризацией. Должны насытить экономику реальными кластерами через интеграцию, совместные действия, экспортную ориентацию и совместную способность удержать наш ключевой ресурс — наши таланты.

Все это должно стать основой наших действий на сегодняшний день.

Источник материала
loader