С 12 сентября в кинотеатрах начинается прокат сатирической комедии «Великий манипулятор» с Питером Сарсгаардом и Билли Магнуссеном в главных ролях. В рецензии ниже рассказываем, что пытаются высмеять авторы фильма и насколько интересно за этим наблюдать.
Плюсы:
достаточно качественная злободневная сатира; замечательные актерские работы, в частности, хочется выделить выступление Питера Сарсгаарда; в сюжете присутствует определенная интрига; местами неплохой юмор;
Минусы:
с позиции оригинальности или свежего взгляда на предмет высмеивания авторы фильма не готовы предложить что-то новое, поэтому может ощущаться некоторая вторичность; эта история точно не об анонсированном «поединке умов»; раскрытие интриги относительно персонажа Сарсгаарда немного разочаровывает;
«Великий манипулятор» / Coup!
Жанр сатирическая черная комедия, триллер
Режиссеры Джозеф Шуман, Остин Старк
В ролях Питер Сарсгаард, Билли Магнуссен, Сара Гадон, Скай П. Маршалл, Фаран Тахир, Кристина Нильсен, Фишер Стивенс, Каллум Винсон, Вилла Данн
Премьера кинотеатры
Год выпуска 2024
Сайт IMDb
Неспокойный 1918-й, США. В стране свирепствует эпидемия испанского гриппа, которая оказалась явлением еще более смертоносным и масштабным, чем Первая мировая война. Впрочем, для известного прогрессивного журналиста Джея Хортона все эти мировые кризисы весьма далеки, ведь он, вместе со своей семьей, спрятался в роскошном поместье, расположенном на изолированном острове.
Размеренная и спокойная жизнь состоятельного господина начинает переворачиваться вверх дном после приезда нового повара — мистера Флойда Монка. Тот не только показательно демонстрирует высокомерие и неповиновение, но и со временем настраивает всех слуг против Хортона, и даже его собственная жена постепенно встает на сторону Монка. Поэтому дело стремительно приближается к перевороту в стенах особняка, что приводит к непримиримому конфликту с непредсказуемым исходом.
Уже с самого начала «Великий манипулятор» дает понять, что, несмотря на опосредованное присутствие в сюжете исторических событий прошлого века, сатира здесь будет актуальной для дня сегодняшнего. С тех страшных времен прошло уже более 100 лет, а вроде ничего и не изменилось — мы, то есть человечество, до сих пор воюем, болеем в пандемических масштабах и становимся свидетелями лицемерия, которое процветает то тут, то там.
Вот взять, например, одного из главных героев фильма — почтенного журналиста в исполнении Билли Маггуссена. С одной стороны он выдает статейки, в которых вроде бы заботится о жизни и благополучии рабочего класса, призывая закрыть заводы, фабрики и т.д. на карантин. С другой — более чем очевидно, что своим писательским бунтом против политики президента Томаса Вудро Вильсона мужчина получает поддержку от оппозиции и прокладывает себе путь в политику, пока его собственная прислуга вынуждена придерживаться установленных им правил. И чихать он хотел на тех несчастных трудяг.
С одной стороны прогрессивные взгляды богача в полном достатке диктуют ему право категорически отказаться от употребления мяса (и даже рыбы, ведь это все равно предполагает убийство), с другой… а впрочем, не будем спойлерить, чтобы не испортить вам впечатление от просмотра.
Но в определенный момент лицемерному типу таки придется сделать непростой выбор, когда на кон будет поставлена необходимость прокормить свою семью (красавица-жена и двое маленьких дочерей). А это, в свою очередь, предполагает отказ от собственных принципов — убийство того «священного оленя», то ли метафорическое, а может, и настоящее, после которого уже не будет возврата назад. Видимо, в каких-то фундаментальных вещах этот мир действительно не изменился.Куда больший интерес вызывает загадочный повар Флойд Монк, не в последнюю очередь благодаря энергичному перформансу непревзойденного Питера Сарсгаарда. Сильно интригует мотив его откровенно смелого, высокомерного и несколько гедонистического поведения, которое становится катализатором для центрального конфликта.
Здесь сразу нужно сказать, что местечковый антагонизм между хозяином поместья и условным слугой, который подвергает сомнению авторитет босса и сам претендует на его место, не предлагает анонсированного на официальном постере «поединка умов». То есть, ни о каких интеллектуальных битвах не может быть речи; скорее, в ход идет банальная хитрость, даже подлость. Что вовсе не делает фильм хуже.
Лента запросто становится в один ряд с интересными трендовыми проектами современности, лейтмотивом которых является классовая борьба, социальное неравенство, а также высмеивание привилегированных элит.
В частности, если вспомнить о лживой прислуге со скелетами в шкафу, то напрашиваются аналогии с оскароносными «Паразитами» Пона Джун Хо. Если принять во внимание обстоятельства, когда изнеженные толстосумы и простолюдины вынуждены сосуществовать в изолированном месте, на ум приходит «Треугольник печали» Роберта Эстлунда. А если же речь идет о сумасшедшем поваре, то мгновенно всплывает в памяти «Меню», в котором преступно дорогими деликатесами высокой кухни угощал своих гостей Рэйф Файнс с недоброй улыбкой на лице.
Уже судя по этим сравнениям очевидно, что «Великий манипулятор» никак не назовешь фильмом оригинальным или хотя бы со свежим взглядом. О том же коронавирусе уже было снято кучу проектов — вон, один из аспектов пандемии высмеивал относительно недавний «Декамерон», с которым у «Великого манипулятора» тоже есть определенные точки соприкосновения. И все это не мешает новой, вероятно, актуальной всегда сатире с крепкими актерскими выступлениями быть достаточно увлекательной, чтобы претендовать на внимание зрителя. По крайней мере, постной ее точно не назовешь.
Вывод:
«Великий манипулятор» вряд ли оправдывает свое эпическое название, пусть даже локализованное, но фильму точно есть что предложить зрителю.