На киевские улицы возвращаются деятели украинской культуры, духовности, веры. К сожалению, только в названиях или в памятках. Но и это является сигналом для грядущих поколений – не забывать и беречь свое.
На улице Григория Качура на Соломенке открыт памятный знак в честь митрополита Василя Липковского - человека, отдавшего свою жизнь за украинскую церковь. Он был расстрелян в 1937, забыт во время советской власти, и только при независимой Украине он вернулся в Киев - и даже в места, где жил за несколько лет до смерти.
Об открытии памятного знака написала в Фейсбуке депутат Киевсовета Ксения Семенова.
"На Григория Кочура 4 был дом, где последние 3 года жизни перед расстрелом провел митрополит Василь Липковский. Не по своей воле. Туда его, подальше от центра города, выселили принудительно в чужой дом. Представляете, какая сила была у Липковского, что в 73 года советы считали его опасным для гнилой империи...
Очень радостно видеть, как Киев возвращается к себе. Городское пространство оказывает большое влияние на взросление. Одно дело жить на улице Ленина в безликих кварталах. Другое дело – на улице Кочура и видеть из окна упоминание о Липковском."
Создал памятный знак скульптор Александр Ткачук, а инициатором его установления стал военнослужащий ВСУ Андрей Ковалев. Ему помогали Ксения Семенова и депутат Верховной Рады Роман Грищук. Изготовление памятника проспонсировал БФ Надежды Волк "Берегиня" и Корпорация "Оболонь". Алексей Лукаш из КП УЗН Соломенского района также принял участие в поддержке этого проекта.
Дом, где жил митрополит в последние годы жизни, снесли в 1970-е годы, но по словам Ксении Семеновой, его точное местонахождение разыскал сотрудник библиотеки имени Сковороды Александр Михайлик. Там и установили памятник. На открытии присутствовал внук Василия Липковского.
Институт национальной памяти напомнил, что в этом году исполнилось 160 лет со дня рождения выдающегося религиозного деятеля.
19 марта 1964 года в селе Попудня на Черкасщине родился Василь Липковский, творец и первый митрополит УАПЦ.
«Нас до сих пор упрекают, считают даже еретиками за то, что Украинская церковь отделилась от московского патриарха без его согласия на то, что создала себе свое церковное руководство. Но ведь вспомните, спрашивал ли московский патриарх согласия украинского народа, когда подминал под себя Украинскую церковь силой, без ее согласия, он исполнял заветы Христа или, наоборот, резко нарушил эти завещания и таким образом сам заслуживает упреков в еретичестве. Знайте же все те, что считаете себя здесь в Украине до сих пор сторонниками старой славянской церкви, подчиненной московскому патриарху, что вы поддерживаете неправду человеческую против правды Христовой, что если вы не стремитесь к церковной воле, к освобождению Украинской церкви, вы идете против заветов Христа, против приказов св. Апостолов».
Так говорил в своих проповедях Василь Липкивский, ярый сторонник украинской церковной автономии.
Происходил из древней священнической семьи. Учился в Уманском духовном училище, после окончания Киевской духовной семинарии был направлен в Киевскую духовную академию, получил ученую степень кандидата богословия. После рукоположения на священника (1891) занимался церковнославянскими школами. Некоторое время возглавлял Киевскую церковно-учительскую школу.
Выступал против бесправия церковных общин и произвола высшего духовенства, расценивал русскую церковь как инструмент воспитания лояльного отношения украинцев и других покоренных народов к империи. Активно включился в украинское культурно-религиозное движение. Был отстранен от преподавания в 1905-м за либеральные взгляды и «украинофильство», находился под постоянным наблюдением полиции.
Размышляя над путями реформирования церковной жизни, стал одним из основателей «Братства воскресения Христа», созданного для обретения автокефалии. В конце 1917 был создан оргкомитет для созыва Веукраинского церковного собора. Запланированный на 7 января 1918-го собор из-за российской агрессии несколько раз переносился. Гетман Павел Скоропадский и Директория УНР провозглашали автономию УПЦ, однако политические обстоятельства не разрешали реализовать эти решения. Первый Всеукраинский православный церковный собор (1918) даже лишил делегатских мандатов Василя Липкивского и других приверженцев автономии. Однако второй собор (1919) принял начало создания украинских приходов. Василь Липкивский отслужил первую литургию на украинском языке в киевском Никольском соборе, стал настоятелем Софийского собора, создавал украинские приходы, переводил на родной язык богословские и литургические тексты. Иерархи РПЦ лишали его духовного сана, однако Всеукраинский православный церковный совет взял курс на создание собственного епископата, не считая русский своими архипастырями.
Первый Всеукраинский церковный собор собрался в Софии Киевской 14 октября 1921 и провозгласил автокефалию УПЦ. Переход Киевской церкви под превосходство Московского патриархата 1686 признан неканоническим, богослужения должны вестись на украинском языке. Василь Липкивский почти единогласно избран митрополитом Киевским и всей Украины.
В 1929-м советские власти объявили УАПЦ «одним из звеньев антисоветского подполья» и вскоре распустили.
Последние годы провел в нищете, под постоянным наблюдением спецслужб. Живя впроголодь, писал «Историю Украинской Православной Церкви» (сохранилась благодаря тому, что ее удалось передать на Запад), занимался переводами, вел широкую переписку. В сентябре 1937 года его пригласили возглавить Украинскую церковь в Канаде. Однако реализовать замысел помешал очередной арест 22 октября. Через месяц особая тройка при Киевском управлении НКВД приговорила к высшей мере наказание за «антисоветскую агитацию в больших размерах».
Расстрелян 27 ноября 1937 года в Киеве. Вероятно, похоронен в Быковнянском лесу под Киевом. На Лукьяновском кладбище установлен памятный крест.
Восстановление УАПЦ в Украине провозглашено на Всеукраинском Православном Соборе 6 июня 1990 года. А в 1997-м Собор УАПЦ канонизировал Василия Липковского и других церковных мучеников 20-30-х годов, днем их памяти избран 27 ноября.