Как запустить двигатели экономического роста, используя инструменты региональной политики ЕС
Как запустить двигатели экономического роста, используя инструменты региональной политики ЕС

Как запустить двигатели экономического роста, используя инструменты региональной политики ЕС

Как запустить двигатели экономического роста, используя инструменты региональной политики ЕС

В том, чтобы найти оптимальный баланс между стимулированием экономического роста и преодолением территориального диспаритета, собственно, и заключается искусство региональной политики. Решать параллельно такие задачи приходилось (а большей частью приходится до сих пор) почти каждой стране — члену ЕС, особенно менее развитой. Для этого Евросоюз постоянно нарабатывает новые идеи и эффективные инструменты, к опыту использования которых нам на пути евроинтеграции стоит обратиться.

Функциональные городские территории

Обратим внимание на практику использования в европейской региональной политике понятия функциональных городских территорий (Functional Urban Areas — ФГТ). Оно отличается от привычного для украинской региональной политики понятия функциональных типов территорий. Оно делает акцент на сходстве территорий, которые при этом могут находиться в разных концах страны, по тем или иным особенностям, например, горные или приморские. Территории же в рамках ФГТ — это всегда группа функционально связанных и взаимозависимых в своем развитии соседних громад.

Понятие ФГТ базируется на признании того факта, что развитие функциональных связей всегда опережает более консервативное административное разделение. Жители одних ежедневно перемещаются в другие муниципалитеты к своим рабочим местам и вечером возвращаются к месту своего постоянного проживания. Бизнес формируют цепи добавленной стоимости, в которые вовлечены поставщики и партнеры из муниципалитетов-соседей. Зоны покрытия поставщиков тех или иных услуг в образовании или здравоохранении также большей частью выходят за пределы одного муниципалитета. Муниципалитеты связаны между собой в локальные сети маршрутами общественного транспорта или инженерной инфраструктурой и т.п.

Большей частью ФГТ формируются вокруг городов или группы городов, которые не только влияют на развитие соседних громад, но и зависят от них в своем развитии.

По определению ЕС и ОЭСР, функциональная городская территория включает в себя город и зоны доезда (Commuting Zone). Города, в свою очередь, определяются как административные единицы численностью от 50 тысяч жителей, большинство из которых живет в так называемом городском центре с высокой плотностью населения, а зоны доезда — как зоны поездки на работу в соответствующий город (Travel-to-Work Areas) по крайней мере 15% занятых жителей.

Понятие ФГТ лежит также в основе определения так называемых метрополийных регионов. К ним относят регионы (городские агломерации), где как минимум 50% жителей живут в ФГТ с населением не меньше чем 250 тысяч. Другими словами, агломерации фактически толкуют как такие же ФГТ, только большие.

Этот подход интересен для нас тем, что предполагает объединить в рамках одного объекта региональной политики и более сильные (преимущественно городские), и более слабые муниципалитеты, делая ставку на их взаимосвязь, где более сильный фактически подтягивает более слабых. В практике ЕС выделение ФГТ базируется на достаточно точной статистике — данных по каждому «пикселю» европейской территории размером 1 кв. км, которые формируют и обновляют переписью населения. Но даже при нехватке такой статистики подобный подход вполне можно применить и у нас к формированию региональной политики, приближенной к ЕС.

Интегрированные территориальные инвестиции

С фокусом на такие функционально связанные территории в рамках программного периода 2014–2020 годов в ЕС был внедрен инструмент интегрированных территориальных инвестиций (Integrated Territorial Investments — ИТИ). В его основе лежит так называемый интегрированный или территориально-ориентированный подход (Place-Based Approach), направленный на развитие территорий, прежде всего через реализацию ими их собственного потенциала. При этом в решении вопросов развития должен быть задействован механизм многоуровневого управления, то есть нужно привлекать разные уровни власти — национальные, региональные, местные.

Группа муниципалитетов, функционально связанных между собой, для того чтобы претендовать на ресурсы ИТИ, должна в первую очередь определить общие проблемы и подготовить общую стратегию и/или план интегрированного развития. Предпосылкой является также формализация намерений о сотрудничестве в форме меморандумов или межмуниципальных ассоциаций.

Для поддержки реализации таких интегрированных стратегий через ИТИ и аналогичные инструменты направлялось не менее 5% в предыдущем и 8% в нынешнем программных периодах средств, которые страны — члены ЕС получают через Европейский фонд регионального развития.

Такие стратегии фокусируются преимущественно на решении трех ключевых задач:

  • стимулирование экономического развития соответствующих территорий и предотвращение оттока из них рабочей силы (очень актуально для Украины!);
  • улучшение доступа к качественным услугам для их жителей независимо от места жительства;
  • усиление «связанности» территории — дальнейшее укрепление ее функциональной целостности через развитие дорожной, транспортной, инженерных сетей.

Что именно нам стоит позаимствовать из этого подхода для более эффективного восстановления и развития украинских регионов?

  • Перспектива дополнительного финансирования является стимулом для развития межмуниципального сотрудничества, которого нам сейчас не хватает. Представители опрошенных в рамках исследования полюсов экономического роста по инициативе Ukraine-Moldova American Enterprise Fund и компании «СІВІТТА» муниципалитетов, которые имеют опыт реализации программ ИТИ, утверждают, что, приобретя его, они начинают дальше реализовать общие программы также за счет собственных ресурсов без привлечения внешнего финансирования.
  • Значительную часть проблем некоторые громады вообще не могут решить своими силами, общие стратегии/планы в этих случаях выглядят более реалистичными.
  • Группы муниципалитетов, претендующих на финансирование через ИТИ, не всегда покрывают всю ФГТ, границы которой определяются по статистическим критериям. Решающей является заинтересованность в сотрудничестве для развития, а не административное принуждение.
  • Даже объединив усилия, громады часто не могут без поддержки государства решить проблемы, требующие значительных инвестиций. А именно такие проблемы часто являются ключевым сдерживающим фактором для создания предпосылок экономического развития соответствующих территорий (например, обеспечение инвестплощадок доступом к энергетическим и инженерным сетям, транспортная доступность и т.п.) и повышения качества жизни их жителей, особенно в относительно отдаленных территориях.
  • Каждая такая функциональная территория в своей стратегии определяет свои особые преимущества и потребности. Сфокусированная именно на них «таргетированная» поддержка повышает вероятность, что публичные инвестиции сработают с большей отдачей.
  • Инструмент ИТИ предусматривает, что соответствующие инвестиции могут осуществляться из разных программ и фондов и должны вместе с тем отвечать достижению нескольких операционных целей. У нас же финансирование из разных государственных программ часто не синхронизировано, что усложняет синергетический эффект.

Стимулирование сотрудничества более сильных и более слабых громад, функционально связанных в рамках ФГТ, с помощью инструментов по образцу ИТИ — пример того, как можно одновременно решать проблемы и стимулирования экономического роста, и преодоления региональных диспаритетов.

Опыт некоторых стран на пути евроинтеграции

Идея интегрированного подхода в какой-то степени наследует и дополняет подход так называемых полюсов (или центров) роста, который реализовали для послевоенного восстановления Франции. Само стремление решить одновременно обе упомянутые проблемы является общим в обоих подходах. Рассмотрим примеры применения интегрированного подхода в соседних Румынии, Чехии и Польше.

Целью программы стимулирования полюсов роста в Румынии, реализовывать которую начали в программном периоде 2007−2013 годов, была деконцентрация экономического и социального развития страны, где с большим отрывом доминировала ее столица Бухарест. Выделили семь так называемых полюсов роста — центров соответствующих регионов и одновременно городов с самыми высокими в регионе экономическими показателями. Они формировали добровольные партнерства (агломерации) с соседними муниципалитетами в радиусе 30 км. Также выделили еще 13 так называемых центров городского развития (urban development poles) с численностью жителей от 40 тысяч.

В поддержку полюсов роста направили 50% средств, полученных страной из структурных фондов ЕС, а направление их применения определяли разработанные интегрированные стратегии. Ожидалось, что, благодаря концентрации ресурсов, благосостояние, созданное этими экономическими двигателями, распространится на соседние территории, и в конце концов на весь соответствующий регион в целом. При планировании нового периода развитие этих территорий опиралось уже на внедренный инструмент ИТИ.

Стратегия регионального развития Чешской Республики 2021+ базируется на интегрированном подходе и предусматривает, что инструменты государственного вмешательства не рассматривают всю территорию Чешской Республики одинаково, а имеют разные цели или реализуются по-разному на разных территориях. Для имплементации такого подхода различают пять типов территорий, среди которых метрополиям (Праге, Брно и Остраве) отводится роль драйверов экономического развития страны, агломерациям и (суб)региональным центрам — роль влияния на окружающие их территории.

Развитие каждого типа территорий — отдельная стратегическая цель, в рамках каждой из которых определяются оперативные цели в экономической, инфраструктурной, социальной и экологической сферах.

Польша для применения инструмента ИТИ в рамках программного периода 2014–2020 годов определила 24 города с их окружающими территориями, из которых 17 — центры воеводств. На их развитие направили 6,2 млрд евро, из которых 3,8 млрд евро — из структурных фондов ЕС. Предпосылкой привлечения средств была формализация сотрудничества соответствующих центров с соседними гминами в форме ассоциаций или через меморандумы.

Этот подход применяется и в текущем программном периоде, а на будущее специалисты Института развития городов и регионов (Краков) предлагают выделенные полюсы роста, которым они отводят роль двигателей экономического развития, дополнить еще 54 центрами балансирования развития, чтобы уравновесить территориальные диспаритеты.

Как запустить полюсы экономического роста в Украине?

Очевидно, что четкая формулировка дилеммы стимулирования экономического роста и преодоления территориальных диспаритетов, стоящая перед отечественной региональной политикой, — в повестке дня. Однако инструменты решения обеих этих задач нужно рассматривать не как альтернативные, а как взаимодополняющие.

Такой ориентир задают рекомендации ЕС. «Региональная политика в ЕС является основным инструментом для уменьшения регионального диспаритета и инвестирования в постоянный и инклюзивный социально-экономический рост», — отмечает Европейская комиссия в отчете 2023 года о прогрессе Украины в имплементации требований глав, входящих в перечень переговорных в евроинтеграционном процессе.

Опыт стран — членов ЕС показывает, что подхода, ориентированного на полюсы (центры) роста разного уровня (ключевые агломерации, региональные и субрегиональные полюсы роста), по сути, не избежать. При этом каждый из этих полюсов нужно рассматривать не как отдельный город (громаду), а в формате ФГТ. Именно на развитие таких функциональных городских территорий разного уровня и реализацию ими их функций соответственно в развитии национальной, региональной или местной экономики должны быть направлены конкретные программы стимулирования.

Очевидно, что механизм такого стимулирования, пока у нас нет прямого доступа к структурным фондам ЕС, может быть построен на национальном уровне, но по аналогу ИТИ. Это означает необходимость определить не только отдельные линии поддержки полюсов роста разного типа, но и синергию секторальных программ на основе территориально-ориентированного подхода.

Финансовая поддержка полюсов может осуществляться как минимум на среднесрочной (35 лет) основе. А для ее привлечения функционально связанные между собой громады-соседи должны нарабатывать общие (интегрированные) стратегии/планы с перечнем ключевых проектов, направленных на стимулирование их экономического развития, усиление функциональных связей и улучшение доступа жителей к услугам.

Предложенный подход в значительной мере может способствовать и более эффективному решению задач восстановления на локальном уровне, когда у пострадавших громад будет поддержка не только государственная, но и соседних громад-партнеров, с которыми они образуют функциональные группы.

Источник материала
loader