ООО «Будіндустрія-Сервіс ЛТД» до средины 2022 года принадлежало Игорю Наумцу, гражданину РФ, который после начала полномасштабной войны сбежал в Россию. Все его активы, в том числе ООО «Будіндустрія-Сервіс ЛТД» и компания «Юнигран», занимавшаяся добычей полезных ископаемых в Киевской и Житомирской областях, были арестованы. По прошествию двух лет оказалось, что компании, занятые в разработке полезных ископаемых, перешли под контроль Сергея Шапрана, бывшего депутата Броварского городского совета от партии «За Майбутнє!» и владельца Броварского алюминиевого завода.
В этой связи следует отметить, что, несмотря на уголовные дела в отношении Игоря Наумца и аресты, наложенные на его активы, спецразрешения на добычу полезных ископаемых никто не отзывал, а компании Наумца продолжали их добычу. Более того – ООО «Будіндустрія-Сервіс ЛТД», которое осуществляет добычу песка в русле Десны (месторождение Спасское), получило в 2023 году разрешение на расширение места добычи сроком до 2029 года.
Из-за расширения Спасского месторождения Госгеонедра в декабре 2023 года отменили аукцион по продаже соседнего Южно-Литкинского участка, что вылилось в потерю бюджетом воюющей страны нескольких сотен миллионов гривен. Которые, естественно, осели в кармане владельца спецразрешения на добычу песка – ООО «Будіндустрія-Сервіс ЛТД».
На тот момент ООО «Будіндустрія-Сервіс ЛТД» уже контролировал Сергей Шапран, хотя формальным владельцем еще оставался Владимир Наумец, который вышел из числа бенефициаров 2 апреля 2024 года. Игорь Наумец из числа бенефициаров вышел 14 ноября 2022 года, передав свое право владения Владимиру Наумцу. Сейчас структура владельцев ООО «Будіндустрія-Сервіс ЛТД» выглядит следующим образом:
Фонд «Денмарк», который числится среди совладельцев, тоже принадлежит Сергею Шапрану.
Кроме того, Сергей Шапран установил контроль над компаниями ООО «Юни Сервис», ООО «Юни Люкс», ООО «Юни Стоун Плент». Структура владения тут идентична структуре владения в ООО «Будіндустрія-Сервіс ЛТД»: 90% долей в этих фирмах принадлежат Шапрану лично, 10% – через АО «ЗНИКИФ «Денмарк».
Эти фирмы заместили собой ООО «Юнигран», принадлежащее Игорю Наумцу и ведущее добычу гранита и щебня в Житомирской области. После того, как Наумец попал под санкции, ООО «Юнигран» было переоформлено на гражданку Великобритании Елену Калпу, а добыча гранита продолжилась. В 2022 году в офисе ООО «Юнигран» появился Сергей Шапран в сопровождении вооруженных лиц и заявил, что все вопросы теперь решаются через него, а он является новым владельцем. Подробно эта история описана в материале “Як Сергій Шапран вивів з-під санкцій активи російського олігарха Ігоря Наумця”, но суть ее сводится к тому, что Сергей Шапран теперь является фактическим владельцем всех активов Игоря Наумца, задействованных в разработке недр Киевской и Житомирской областей.
На каких именно условиях Шапран получил под свой контроль фирмы Наумца – достоверно неизвестно. По слухам, сначала между ними была договоренность о том, что Сергей Шапран выводит из-под санкций бизнес Игоря Наумца и получает за это 50%. Была ли эта договоренность в действительности – неизвестно, но по факту дело сейчас обстоит таким образом, что фирмы Игоря Наумца контролируются Сергеем Шапраном и не только продолжают работать, но и расширяют свои объемы.
В этой связи обращает на себя внимание публичное обращение Михаила Бродского к президенту Украины под названием «Бизнес-мародерство уничтожает страну». В нем Бродский, в частности, говорит и о Сергее Шапране, сравнивая методы, которыми тот берет под контроль чужой бизнес, со временами Кучмы и «орлов Кравченко»:
Оказывается, Михаилу Бродскому поступали угрозы от «бизнесменов в погонах» после того, как его бизнес-интересы пересеклись с интересами Сергея Шапрана на рынке добычи песка. Эти угрозы поступали не только Бродскому, а и другим предпринимателям, причем они носили вполне конкретный характер и подкреплялись массовыми уголовными делами в отношении «непонятливых».
Конечно, словам Михаила Бродского можно не доверять, но следует учесть несколько факторов. Кроме того, что фирмы Игоря Наумца и его бизнес по добыче полезных ископаемых действительно перешли под контроль Сергея Шапрана, обращает на себя внимание цена вопроса. Формально Сергей Шапран закрыл сделку по покупке ООО «Будіндустрія-Сервіс ЛТД», заплатив прежнему номиналу 9 587 500 грн. В то же время активы Игоря Наумца оцениваются минимум в 100 миллионов долларов. Таким образом, возникает логичное предположение, что Сергей Шапран с помощью силовиков и под прикрытием кого-то из высших эшелонов власти попросту захватывает огромный актив за копейки. Тот факт, что Игорь Наумец находится под санкциями, проблему только усугубляет – его активы стоимостью в 100 миллионов долларов вместо того, чтобы стать собственностью государства, уходят в чужие руки.
Персона Сергея Шапрана тоже вызывает вопросы. Это, как уже упоминалось, владелец Броварского алюминиевого завода, владелец холдинга Alumeta Group и бывший глава фракции «За Майбутнє!» в Броварском горсовете. Сергей Шапран – фигурант многих скандалов, связанных с рейдерством, неуплатой налогов, кидком инвесторов, купивших квартиры в доме, к строительству которого был причастен Шапран, и многими другими нелицеприятными вещами.
Согласно данным государственных реестров, Сергей Шапран является владельцем более чем двадцати разных предприятий. Но это сейчас. А вот история его становления как крупного бизнесмена покрыта мраком и вызывает много вопросов. Возник Сергей Шапран в Броварах практически из ниоткуда и почти сразу стал руководителем Броварского алюминиевого завода. Случилось это где-то в 2008-2009 годах. Что интересно в данной связи – завод незадолго до появления в его директорском кресле Сергея Шапрана объявил о банкротстве, его в качестве банкрота по остаточной стоимости купила Industrial Property Investments, принадлежащая британской Worldwide Industrial Properties и украинской гражданке Светлане Николаевне Костюк (Лопух). Которая, судя по всему, была обычным номиналом для окружения Леонида Черновецкого – Светлана Костюк возглавляла ООО «Юридична фірма «Правозахист», принадлежащую Супруненко Александру Ивановичу и Супруненко Вячеславу Ивановичу. Младший – Вячеслав Иванович – трехкратный депутат Киевского городского совета, бывший зять Черновецкого. Старший – Александр – в те времена был народным депутатом Украины.
Именно тогда вынырнул и Сергей Шапран, ставший через несколько лет олигархом. Является ли он на самом деле олигархом или же служит номиналом для кого-то другого – вопрос открытый. Потому что Сергей Шапран еще каких-то десять лет назад действительно был нищим. По крайней мере, так гласит его декларация, которую он подал, баллотируясь в народные депутаты Украины в качестве самовыдвиженца по 97 округу.
В депутаты Шапран не попал, но после этого началось его восхождение к вершинам бизнеса. Уже через несколько лет материальное положение Сергея Шапрана разительно изменилось – он стал владельцем «заводов и пароходов». Причем в буквальном смысле – Шапран купил яхту «Принцесса Виктория» цвета ультрамарин длиной 20 метров, которая оказалась самой большой в акватории Днепра, а ее стоимость превысила два миллиона долларов.
Параллельно Сергей Шапран обрастал бизнесом. Но вопросы все равно остались – дело в том, что до 2018 года Сергей Шапран оставался руководителем ООО «Первый украинский международный траст-капитал» (код ЕДРПОУ 35135332).
И засветился в судебных делах по факту выдачи этой фирмой липовых справок о доходах гражданам, берущим кредиты:
В связи с этим возникает логичный вопрос: как соотносится торговля липовыми справками с официальной деятельностью Сергея Шапрана в качестве миллиардера? С одной стороны – миллиарды, яхты, заводы, пароходы; с другой – бумажка за пару сотен гривен. Налицо явное несоответствие. Это ведь только через восемь лет бывшие тамады и безработные стали внезапно «элитой нации». А тогда мелкий жулик оставался мелким жуликом, исключений не было.
Что это было – непонятно. Но эта история вызывает вопросы в связи с сегодняшним статусом Сергея Шапрана, который, как гласят реестры, является без пяти минут олигархом, владельцем огромных активов и человеком, который выводит чужой бизнес из-под санкций СНБО. К тому же, как пишет Михаил Бродский, этот человек имеет влияние на правоохранительные органы страны на самом высоком уровне, а его угрозы очень серьезные люди воспринимают вполне реально. Вся совокупность этих факторов порождает закономерный вопрос: кто стоит за Сергеем Шапраном и в чьих интересах он работает?